Государственно-частное партнерство – долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры или промышленности, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании.
Цели ГЧП:
привлечение частных инвестиций в производство товаров и услуг;
развитие общественной инфраструктуры;
увеличение роли бизнеса в экономическом обороте;
развитие промышленности.
Основные принципы реализации ГЧП проектов в Москве:
разнообразие используемых форм ГЧП;
невмешательство в операционную деятельность инвестора;
разделение неопределенных рисков между городом и инвестором.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
С юридической точки зрения речь идет о правоотношениях между публично-правовыми образованиями (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) и юридических лиц в виде заключения концессионного соглашения (КС) или соглашения о государственно-частном партнерстве (СГЧП).
Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в следующих документах:
Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 720-ПП "О порядке подготовки концессионных соглашений, реализуемых на территории города Москвы";
Постановление Правительства Москвы от 03.02.2016 № 26-ПП "О подготовке проектов государственно-частного партнерства, принятия решений о реализации проектов государственного-частного партнерства, реализации и мониторинге реализации соглашений о государственно-частном партнерстве"
Способом заключения КС и СГЧП является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса, например, путем подачи предложения о заключении соглашения.
Признаки ГЧП
Долгосрочность соглашений (до 49 лет)
Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов.
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию, а также за счет возможности заключения прямого соглашения с финансирующей организацией, согласно которому публичная сторона берет на себя риски по долговому финансированию в случае расторжения соглашения.
Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП. Наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков.
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной.
Основными отличиями ГЧП от государственного заказа являются:
обязательное полное или частичное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером);
дальнейшая эксплуатацию объекта частным партнером (концессионером) для достижения окупаемости вложенных инвестиций.
Преимущества механизма ГЧП
Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения
Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности)
Гарантия обеспечения окупаемости вложенных инвестиций
Возможность привлечения заемного финансирования на более выгодных условиях, ввиду возможности заключения прямого соглашения с участием публичной стороны, частной стороны и финансирующей организацией
Возможность увеличивать доходность по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг в соответствии с условиями соглашения
Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту)
Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством, участие в крупных инфраструктурных проектах, что положительно влияет на имидж и статус компании
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ГЧП
Концессионное соглашение
Соглашение о государственно-частном партнерстве
Объекты соглашения
Статья 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
Статья 7 Федерального закона «от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Право собственности на объект
Государственная
1. При реконструкции:
государственная на момент заключения КС, возможна передача в частную собственность после ввода в эксплуатацию
2. При новом строительстве:
возможность регистрации как в государственную, так и в частную собственность
Частная собственность подлежит обременению на срок действия соглашения
Эксплуатация и техническое обслуживание
Эксплуатацию и техническое обслуживание осуществляет Концессионер (инвестор)
Возможно привлечение третьих лиц
Эксплуатацию осуществляет либо частный партнер, либо публичный партнер
Техническое обслуживание осуществляет частный партнер
Возможно привлечение третьих лиц
Срок соглашения
не более 49 лет
рассчитывается с учетом достижения окупаемости вложенных инвестиций
не менее 3 лет и не более 49 лет
рассчитывается с учетом достижения окупаемости вложенных инвестиций
Нормативное регулирование офсетных контрактов
Гражданский кодекс Российской Федерации
Бюджетный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госуларственных и муниципальных нужд"
Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"
Постановление Правительсва Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации"
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых аквто и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"
Постановление Правительсва Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Постановление Правительства Москвы от 19.07.2019 № 899-ПП "О системе закупок города Москвы"
Постановление Правительства Москвы от 25.04.2017 № 217-ПП "О Порядке взаимодействия закзчиков города Москвы при принятии решения о проведении электронного конкурса на заключение контракта на поставку товара, оказание услуги, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставшика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства товара и (или) созданию, реконструкции используемого ля оказания услуги имущества"
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (для офсетных договоров по 223-ФЗ)
Распоряжение Правительства Москвы по конкретному офсетному контракту
Постановление Правительства Москвы от 05.07.2013 № 441-ПП "Об туверждении Перечня дополнительных требований к положению о закупках товаров (работ, услуг) отдельных видов юридических лиц" (для офсетных договоров по 223-ФЗ)
Реализация ГЧП в Москве
Формы ГЧП:
На сегодняшний день в Москве реализуется свыше 750 проектов, которые подразумевают тот или иной механизм государственно-частного партнерства:
концессионные соглашения;
контракты жизненного цикла;
аренда с инвестиционными обязательствами;
долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей;
корпоративная форма ГЧП;
специальные инвестиционные контракты;
соглашения о государственно-частном партнерстве;
соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
государственные контракты на поставку товаров с локализацией их производства (офсетные контракты).
Городское агентство управления инвестициями в рамках своей компетенции:
разрабатывает правовые схемы реализации проектов ГЧП;
оценивает экономическую целесообразность реализации проектов ГЧП;
рассматривает обращения инвесторов по вопросам реализации проектов ГЧП;
взаимодействует по вопросам сопровождения проектов ГЧП с федеральными органами исполнительной власти, области, ресурсоснабжающими организациями, кредитно-финансовыми учреждениями, институтами развития и иными организациями;
оказывает консультационное и организационное содействие инвесторам по вопросам реализации проектов ГЧП.
Частный партнер вправе направить свое предложение о реализации проекта государственно-частного партнерства как публичному партнеру, которым является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий управление в сфере, в которой планируется реализация проекта государственно-частного партнерства, так и уполномоченному органу в сфере государственно-частного партнерства.
Заключение в отношении инвестиционного проекта концессионного соглашения или соглашения о ГЧП позволяет присвоить такому проекту статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы.
Инвестору могут быть предоставлены льготы по налогам и арендной плате за земельные участки.
Для присвоения статуса объем инвестиций по концессионному соглашению или соглашению о ГЧП должен составлять не менее 580 миллионов рублей.
Создание и эксплуатация объектов водоотведения (сооружений по очистке возвратных потоков от соединений азота и фосфора) в рамках третьего этапа реконструкция первого и второго блоков Люберецких очистных сооружений
2021.11.11 - Проект;
2021.11.11 - Распоряжение;
2021.11.11 - Сопроводительное письмо;
2021.07.09 - Распоряжение;
2021.06.25 - Предложение.
Создание объектов по приему, накоплению, сортировке электронного и электрического оборудования по соглашению о ГЧП
2021.06.30 - Распоряжение;
2021.06.30 - Протокол;
2021.06.30 - Предложение;
2021.06.30 - ФМ.
2021.05.20 - Распоряжение;
2021.05.20 - Протокол;
2021.05.20 - Предложение;
2021.05.20 - ФМ.
Процедура рассмотрения частной инициативы
Процедура рассмотрения частной инициативы
Приобретение низкопольных трамваев на условиях КЖЦ
Краткое описание проекта
Проект предполагает приобретение низкопольных трамваев нового поколения с улучшенными эксплуатационными характеристиками для работы на территории Москвы. В течение 30 лет производитель должен обеспечивать техническое обслуживание трамваев.
Объем финансирования
89,4 млрд руб.
Сроки реализации
Уточняются.
Текущий статус реализации
По заключенным контрактам предусмотрена поставка 504 низкопольных трамваев на условиях КЖЦ.
Приобретение вагонов для метрополитена на условиях КЖЦ
Краткое описание проекта
Проект предполагает приобретение подвижного состава для метрополитена с последующим техническим обслуживанием новых вагонов в течение всего срока их эксплуатации на условиях контракта жизненного цикла (КЖЦ). Новый подход к закупке и ремонту метровагонов позволяет снизить ежегодную нагрузку на бюджет города, обеспечить метро поездами нового поколения с повышенным комфортом и безопасностью и получить дополнительные гарантии надежности новых вагонов и соблюдения графика движения поездов.
Объем финансирования
274,8 млрд руб.
Сроки реализации
2014–2049 годы.
Текущий статус реализации
Заключены контракты жизненного цикла на поставку городу 1432 вагонов метро.
Приобретение низкопольных автобусов на условиях КЖЦ
Краткое описание проекта
Проект предполагает приобретение низкопольных автобусов нового поколения с улучшенными эксплуатационными характеристиками для работы на территории города Москвы. В течение семи лет производитель должен обеспечивать техническое обслуживание автобусов.
Объем финансирования
20,6 млрд руб.
Сроки реализации
Уточняются.
Текущий статус реализации
В рамках заключенных КЖЦ предусмотрена поставка 1066 низкопольных автобусов. Для ремонта и сервисного обслуживания в рамках контрактов «Группа ГАЗ» создала на территории 17-го автобусного парка ГУП «Мосгортранс» необходимую инфраструктуру, инвестиции в которую составили порядка 55 млн руб.
Приобретение электробусов на условиях КЖЦ
Краткое описание проекта
Проект предполагает приобретение современных электробусов и зарядных станций к ним для организации перевозки пассажиров на территории города Москвы. Сервисное обслуживание и ремонт по контракту будет осуществляться в течение 15 лет.
Объем финансирования
60,6 млрд руб.
Сроки реализации
Уточняются.
Текущий статус реализации
Контракты жизненного цикла на поставку электробусов заключены с ПАО «КАМАЗ» и ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ». В рамках них предусмотрена поставка 1000 машин.
Медицинские клиники «Доктор рядом»
Краткое описание проекта
Проект предусматривает организацию медицинских клиник общей врачебной практики в шаговой доступности. В рамках проекта город предоставляет частным инвесторам в аренду на 20 лет помещения по льготной ставке «1 рубль за квадратный метр площади нежилого помещения в год» после приспособления инвестором помещения к медицинской деятельности и начала предоставления медицинских услуг при условии оказания ими медицинских услуг по перечню и в объеме, которые определены Департаментом здравоохранения города Москвы.
Объем финансирования
Более 600 млн руб.
Сроки реализации
Не ограничены.
Текущий статус реализации
За время реализации проекта передано инвесторам в аренду 66 объектов. В настоящее время реконструировано инвесторами и переведено на льготную ставку аренды 30 объектов.
В рамках проекта город предоставляет на 49 лет в льготную аренду по ставке «1 рубль за квадратный метр в год» нежилые помещения под размещение частных детских садов и школ. Переход на льготную ставку осуществляется после приспособления инвестором помещения к образовательной деятельности и начала предоставления услуг в объеме, определенном Департаментом образования города Москвы.
Объем финансирования
Более 1 300 млн руб.
Сроки реализации
Не ограничены.
Текущий статус реализации
За время реализации проекта передано в аренду инвесторам 22 объекта недвижимости. 18 объектов уже отремонтированы инвесторами и переведены на льготную ставку аренды.
Проект предусматривает передачу объектов культурного наследия в льготную аренду по ставке «1 рубль за квадратный метр в год» в обмен на инвестиции в их реставрацию. Срок реставрации объектов не может превышать 5 лет. Срок льготной аренды составляет 49 лет.
Объем финансирования
более 3 500 млн руб.
Сроки реализации
Не ограничены.
Текущий статус реализации
За время реализации проекта передано инвесторам 33 объекта. В настоящее время 14 объектов культурного наследия уже отреставрированы, их арендаторы перешли на уплату ставки арендной платы «1 рубль за квадратный метр в год».
Приобретение медицинского оборудования на условиях КЖЦ
Краткое описание проекта
Проект предусматривает поставку медицинского оборудования, его монтаж, обучение персонала по работе с оборудованием, последующее обслуживание, ремонт, закупку запасных частей и расходных материалов. Срок контракта составляет 10-12 лет: до 2 лет – поставка, 10 лет – эксплуатация. Контракты предполагают обеспечение установленной работоспособности оборудования (простой не более 9 дней в квартал).
Объем финансирования
92 млрд руб.
Сроки реализации
Уточняются.
Текущий статус реализации
Москва заключила более 120 контрактов жизненного цикла на приобретение более 5 тысяч единиц медтехники: УЗИ, эндоскопическое оборудование, рентгенографические аппараты типа С-дуга и U-дуга, компьютерные томографы, магнитно-резонансные томографы, ангиографы, маммографы, рентгеновские денситометры, инкубаторы для новорожденных и др.
КЖЦ в отношении узлов учета тепловой энергии и устройств сбора и передачи данных
Краткое описание проекта
Проект предполагает установку (замену) узлов учета тепловой энергии УУТЭ (33 578 ед.) и установку устройств сбора и передачи данных УСПД (16 214 ед.). Исполнитель обеспечивает работоспособность 99% УУТЭ в течение жизненного цикла (при нарушении применяются штрафы), проводит контроль работоспособности через АСУПР. С момента поставки приборы поступают на баланс ЕИРЦ, который осуществляет контроль исполнения обязательств исполнителем.
Объем финансирования
Общая стоимость четырех заключенных КЖЦ составляет 31,6 млрд руб.
Сроки реализации
2019-2031
Текущий статус реализации
В 2019 году заключено четыре КЖЦ в отношении УУТЭ и УСПД, срок каждого из которых составляет 12 лет. Победителями конкурсов стали консорциумы из 5 компаний.
Соглашение о государственно-частном партнерстве в отношении объектов, предназначенных для сбора, накопления и обработки утратившего потребительские свойства электрооборудования
Краткое описание проекта
Cоглашение о государственно-частном партнерстве стало первым в сфере обращения с утратившим потребительские свойства электронным и электрическим (электротехническим) оборудованием в целях его последующей утилизации. Проект способствует снижению неблагоприятного воздействия на окружающую среду, а также экономии бюджетных расходов на ликвидацию списанной электроники.
Проект по созданию объектов по очистке сточных вод от фосфора и азота
Краткое описание проекта
Концессионный проект предполагает строительство очистных сооружений по удалению из сточных вод азота и извлечению фосфора для дальнейшей его переработки в удобрения. Благодаря проекту очистка сточных вод станет полностью безотходной, основанной на принципах «зеленых технологий».
ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ ИЦ «СКОЛКОВО»
Краткое описание проекта
Концессионный проект предполагает финансирование, проектирование, строительство, оснащение, техническое обслуживание и эксплуатацию инновационной общеобразовательной школы с дополнительными профильными занятиями, с проектной мощностью не менее 825 учебных мест и общей площадью не менее 13 000 кв. м на территории ИЦ «Сколково».
Объем финансирования
Объем инвестиций составит не менее 2 млрд руб.
Сроки реализации
2021-2046 годы.
Текущий статус реализации
28 сентября 2021 года подписано концессионное соглашение. В настоящее время концессионеру по проекту ООО «Инновационное образование» предоставлены в аренду земельные участки в целях реализации проекта. В настоящий момент проект находится на стадии проектирования.
ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ ГОСТИНИЦЫ В СЕРЕБРЯНИЧЕСКОМ ПЕРЕУЛКЕ
Краткое описание проекта
В рамках концессионного соглашения инвестор выполнит работы по проектированию, проведет реконструкцию здания, а затем оснастит его новым оборудованием, инвентарем и мебелью. После сдачи объекта в эксплуатацию концессионер обязуется поддерживать его в надлежащем состоянии. Гостиница площадью 368 кв. м, созданная по концессии, должна соответствовать международному уровню: иметь категорию не ниже трех звезд. Для реализации проекта город передаст концессионеру пустующий объект недвижимости 1840 года постройки в Серебряническом переулке.
Сроки реализации
2023–2072 годы.
Текущий статус реализации
В марте 2023 года заключено концессионное соглашение с ООО «СЕВЕР». Идет проектирование.