В прошлом году почти 70 тысяч тонн московских сладостей продали в 61 страну.
Товары столичного производства продаются более чем в 180 странах, и одна из самых перспективных экспортных ниш – кондитерские изделия. В прошлом году сладости из Москвы продали в 61 страну. По мнению экспертов, помимо традиционных потребителей в странах СНГ, московским производителям стоит присмотреться к предпочтениям сладкоежек в государствах Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона. В каких странах полюбили московскую «кондитерку» и на какие рынки столичные производители намерены ориентироваться в будущем – в материале.
Шоколад всему голова
По данным центра «Моспром», за 11 месяцев 2020 года объем экспорта столичных кондитерских изделий превысил 166 миллионов долларов (или почти 70 тысяч тонн готовой продукции). По сравнению с аналогичным периодом 2019 года экспорт вырос на 11 процентов.
Наиболее востребованным кондитерским товаром стал шоколад – его экспортировали на сумму 80,45 миллиона долларов, что на семь процентов превышает показатели 2019 года. На втором месте – мучные кондитерские изделия, которых отправили за рубеж на 61,45 миллиона долларов, рост экспорта составил 17 процентов. На третьем месте – сахаристые кондитерские изделия, среди которых фруктовая пастила, желейные конфеты, леденцы. Их закупили на 24,12 миллиона долларов, что на девять процентов больше, чем в 2019 году. Московские сладости поставляются в 61 страну, — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Он отметил, что ключевыми торговыми партнерами столичных компаний стали Белоруссия, Казахстан, Монголия, Азербайджан, Германия и США. На долю этих стран приходится 65 процентов московского кондитерского экспорта.
Наиболее привлекательны для экспорта московских сладостей страны СНГ. Эксперты объясняют это их географической близостью, уже сложившимися торговыми отношениями и заинтересованностью в поставках столичной продукции.
В Белоруссии увеличился спрос на московский шоколад, в Казахстане – на фруктовую пастилу, белый шоколад и леденцы, а в Киргизии – на мучные изделия: вафли и сладкое печенье. В 2021 году, по прогнозам специалистов «Моспрома», объем экспорта столичной кондитерской продукции в Казахстан может составить 32,5 миллиона долларов, а в Киргизию – около восьми миллионов долларов.
Перспективный Персидский залив
Один из самых перспективных регионов сбыта для столичных кондитеров – страны Персидского залива. Здесь активно развивается экономика и быстро растет интерес к зарубежным сладостям.
«Некоторые московские компании не только поставляют в страны Персидского залива свою продукцию, но и открывают целые представительства в регионе. Например, один из столичных производителей меда-суфле открыл свое кафе в Дубае. В 2020 году организация заключила контракты на поставку продукции в Саудовскую Аравию на 10,5 тысячи долларов и в Катар на 10,3 тысячи долларов», – рассказал глава Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин.
В 2019 году Россия и Саудовская Аравия, одна из ключевых стран Юго-Западной Азии, подписали Меморандум о взаимном расширении экспорта сельхозпродукции и продовольствия. Он предполагает увеличение двустороннего товарооборота за счет наращивания с российской стороны поставок широкого спектра товаров, в том числе кондитерских изделий, зерновых, гороха, чечевицы, мяса птицы, баранины, молочной и другой продукции.
Уже в 2020 году экспорт этих товаров из России в Саудовскую Аравию увеличился в два раза. Ожидается, что объем поставок продукции российского агропромышленного комплекса к 2024 году может превысить два миллиарда долларов.
Импортные кондитерские изделия в странах Персидского залива пользуются большим вниманием со стороны местных потребителей, так как арабские предприниматели считают их более качественными. Еще одним фактором повышения спроса на столичную кондитерскую продукцию может стать высокий уровень потребления шоколадных кондитерских изделий. Объединенные Арабские Эмираты эксперты относят к лидерам по импорту шоколада в регионе, за ними следует Саудовская Аравия. В 2019 году эти страны импортировали на 672,88 миллиона долларов и 516,39 миллиона долларов соответственно, — отметил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.
Потенциал экспорта кондитерских изделий в страны Персидского залива в 2021 году оценивают в миллион долларов. По прогнозам, Саудовская Аравия закупит сладостей на 900 тысяч долларов, Объединенные Арабские Эмираты – на 100 тысяч долларов.
Но столичным экспортерам надо быть готовыми к высокой конкуренции с международными компаниями и холдингами, которые много лет успешно работают на ближневосточном рынке.
Взгляд на Восток
Бесспорные лидеры по темпам экономического развития – азиатские страны. По мнению экспертов, производителям сладостей стоит присмотреться к рынкам Китая, Японии и Кореи. Перспективными рынками сбыта конфет, печенья и шоколада из Москвы их делают три ключевых фактора: интерес к импортной продукции высокого качества, емкий внутренний рынок и повышение уровня дохода на душу населения.
«Особенно успешным может стать экспорт высоких по себестоимости и конечной цене кондитерских изделий. Локальные азиатские производители способны удовлетворить внутренний спрос в сегменте низкой и средней категории, а рынок дорогостоящей продукции остается открытым для зарубежных производителей. Рост доходов и улучшение качества жизни позволяют жителям азиатских стран внимательнее и строже выбирать продукты, а импортные сладости они традиционно считают качественными», – подчеркивает генеральный директор центра «Моспром» Наталья Шувалова.
Эксперты отмечают, что азиатские покупатели стремятся к разнообразию ассортимента и готовы пробовать продукты с необычными ингредиентами. Они отдают предпочтение импортной продукции в яркой и привлекающей внимание упаковке. Еще один важный фактор – тренд на здоровое питание. Поэтому московским экспортерам стоит добавить в свои товарные линейки кондитерские изделия с натуральными ингредиентами, фруктовыми соками или ягодами.
Наибольшим спросом на рынках Китая, Кореи и Японии, по мнению специалистов, будут пользоваться продукты из молочного шоколада, сладкое печенье и печенье с кусочками шоколада, а также пастила и желейные конфеты. Потенциальный уровень столичного экспорта сладостей в Китай на 2021 год оценивается в семь миллионов долларов, в Японию – в 250 тысяч долларов и в 150 тысяч долларов в Республику Корея.
Кто помогает экспортерам
Для поддержки столичных компаний-экспортеров в городе создан центр «Моспром», а также Московский экспортный центр.
Эксперты центра «Моспром» помогают столичным промышленникам, а также экспортерам продукции АПК с поиском контрагентов и проведением переговоров с потенциальными покупателями за рубежом, обеспечивают участие компаний в международных выставках. Они также организуют байерскую программу в страны, заинтересованные в продукции московских производителей. Кроме того, в центре могут помочь с анализом целевых рынков.
Получить всестороннюю поддержку внешнеторговой деятельности столичные компании также могут в Московском экспортном центре. Здесь компаниям-экспортерам помогут подготовить документы на получение субсидий и грантов, предоставят бесплатные аккаунты на международных маркетплейсах. Эксперты центра проводят персональные аналитические исследования зарубежных рынков и поиск потенциальных покупателей по запросам клиентов. Есть также много других программ поддержки.