В проекте представлено более 160 программ повышения квалификации по девяти основным и четырем специальным направлениям. Предприятия могут выбрать для сотрудников любой из курсов или запросить индивидуальный план обучения.
Роботы, искусственный интеллект, 3D-печать и другие современные технологии уже стали помощниками московских промышленников. Каждое третье предприятие столицы относится к высокотехнологичным. Однако современных станков и лабораторий недостаточно. Ими должны управлять люди – программисты, инженеры, ученые. От квалификации этих специалистов зависит скорость и качество выпуска продукции. Развивать кадровый потенциал для столичной промышленности помогает «Московская техническая школа» («МТШ»). Здесь получают актуальные знания и осваивают навыки работы с инновационными технологиями.
Индивидуальный подход и работа по запросу
Инновации на московских предприятиях внедряют для оптимизации производственного процесса. Например, новейшие роботы могут работать быстрее предыдущих версий, моделирование изделия в сталелитейной сфере занимает уже не несколько месяцев, а пару дней.
В начале 2021 года мы проводили опрос среди промышленников Москвы и выяснили, что им нужны сотрудники, способные работать в том числе на высокотехнологичных производствах, но программ повышения квалификации специалистов недостаточно. Родилась идея создать «Московскую техническую школу», которая станет неким виртуальным хабом, объединяющим предприятия и образовательные организации. Здесь производители могут оставить запрос, а вузы в соответствии с ним скорректируют программы обучения, чтобы слушатели точно получили нужные знания и навыки,
— рассказал руководитель проекта «Московская техническая школа» Роман Лукшин.
Город активно поддерживает эту инициативу. Если предприятие направляет сотрудников повышать квалификацию, то после завершения программы столица компенсирует до 95 процентов затраченных на обучение средств. Причем за год специалист может пройти несколько образовательных курсов.
В «Московской технической школе» инженерам предлагают девять общих направлений образования – это «Искусственный интеллект в промышленности», «Аддитивные технологии», «Микроэлектроника и фотоника», «Промышленный дизайн», «Робототехника и сенсорика», «Технологии связи», «Беспилотный транспорт», «Передовые химические технологии» и «Новые производственные технологии». Кроме того, открыты четыре дополнительных направления: «Бережливое производство», «Охрана труда», «Промышленные практики», «Технологии пищевой промышленности». До конца года добавят еще два – это «Цифровые двойники» и «Информационная безопасность», они будут актуальны для предприятий любой сферы.
В базе «МТШ» более 160 разных программ. Есть и теоретические, но большинство носит прикладной характер. Практические занятия проходят на оборудовании, установленном на производствах, в вузах и лабораториях. Предприятия могут выбрать любой курс. Если подходящего не нашлось, они направляют нам запрос. В нем указывают, какие компетенции требуются сотрудникам. Затем в соответствии с названными навыками либо корректируется уже существующая программа, либо создается новая, это занимает около двух недель,
— объяснил Роман Лукшин.
Разработкой учебных планов и содержания дисциплин занимаются представители ведущих предприятий и специалисты вузов-партнеров, среди которых Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский государственный технологический университет «Станкин» и другие образовательные организации.
С 2021 года более 2,2 тысячи инженеров освоили актуальные навыки на курсах повышения квалификации. Узнать подробную информацию о проекте и реализуемых направлениях можно на официальном сайте «Московской технической школы».
Напечатать деталь и понять, как устроен 3D-принтер
Одно из самых востребованных направлений в «МТШ» – «Аддитивные технологии. В рамках этого направления инженеры осваивают инновационные методы 3D-печати, в том числе пластиковых, металлических, восковых и других изделий.
«Мы проводим курсы по 3D-печати, моделированию, реверс-инжинирингу для сотрудников промышленных предприятий. Это как онлайн-курсы, так и очные, где люди печатают детали, необходимые на производствах. Среди самых актуальных компетенций – умение работать в программах по моделированию, выявлять целесообразность изготовления изделия с помощью 3D-технологий,
а также знание устройства и технологических характеристик оборудования для объемной печати и основных этапов реверсивного инжиниринга», – рассказала генеральный директор академии аддитивных технологий «Цифра Цифра» Дарья Дмитриева.
Чаще всего 3D-технологии используют в машиностроении, оборонной промышленности, авиации, ракетостроении, нефтегазовой отрасли и образовании. Активно развивается реверс-инжиниринг, когда есть уже готовое изделие и нужно найти способы воспроизведения его деталей, чтобы иметь возможность заменить изношенные узлы механизмов.
Общий курс «Аддитивные технологии» в начале года освоил аспирант, инженер центра аддитивных технологий Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Александр Александров. Это помогло молодому ученому актуализировать знания по теме, которой он посвятил несколько лет учебы и научных исследований.
Моя работа связана с 3D-технологиями создания металлических изделий. О других методах я знал в общих чертах: какие процессы происходят, какие материалы используют, что получается в результате. Мне понравилась структура курса и выбранные спикеры. О технологиях рассказывали люди, которые используют их каждый день. Спикеры освещали нюансы разного оборудования, объясняли, какие проблемы могут возникать и как их эффективно решить. Обычно такую информацию не найти в свободном доступе, она защищается корпоративными режимами,
— рассказал Александр Александров.
Новое оборудование и поиск рабочих алгоритмов
Большая часть программ по направлению «Робототехника и сенсорика» – практико-ориентированные. Например, в лаборатории МИРЭА – Российского технологического университета (РТУ МИРЭА) установлены самые современные промышленные роботы и комплексы, на которых инженеры оттачивают мастерство наладки, диагностики и программирования под конкретные задачи. Руководит составлением реализуемых здесь программ и их методическим сопровождением профессор РТУ МИРЭА Алексей Романов.
Существенная часть наших слушателей приходит из компаний нефтегазовой отрасли, пищевой промышленности (изготовление продуктов питания, разлив напитков), машиностроения. Некоторые предприятия регулярно направляют на обучение группы новых сотрудников. Наша задача – максимально быстро позволить инженерам, специалистам в своей области, освоить оборудование, которое они будут использовать и адаптировать к конкретным целям. При этом мы стремимся к индивидуальному подходу и выделяем время на разбор вопросов и проблем, с которыми человек сталкивался в своей работе,
— пояснил Алексей Романов.
Среди самых востребованных в направлении «Робототехника и сенсорика» – курс «Программирование роботов». Полученные в «МТШ» навыки высоко оценил инженер промышленного оборудования Андрей Шуваткин. Он работает со специальной техникой, которая наносит защитные материалы на ответственные детали в местах их наибольшего износа. Вместе с коллегами он прошел обучение, так как потребовалось быстро освоить новое оборудование, использующее другой язык программирования.
Повышение квалификации позволяет развить определенные навыки, которые другим путем получить практически невозможно. Самостоятельно изучить профессиональные вопросы очень тяжело. Мы учились писать программы для роботов под контролем преподавателя, это особенно сложно, если нужно создать 3D-модель изделия на компьютере, зато таким способом можно достичь максимальной точности. Теперь я могу самостоятельно составлять рабочие алгоритмы,
— рассказал Андрей Шуваткин.