×
Internet Explorer

Ваш браузер устарел

Пожалуйста, обновите браузер — из-за старой версии браузера сайт может работать неправильно и представлять угрозу вашей безопасности.

scroll up scroll down
16 Окт

Отчёт в Московской городской Думе о результатах деятельности Правительства Москвы в 2012-2013 годах

С.Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый день, уважаемые москвичи!

Как требует Устав Москвы, я ежегодно представляю городской Думе отчёт о своей деятельности, и такой отчёт будет представлен сегодня. Но в начале о другом — о последних событиях в Западном Бирюлёве.

Прежде всего от имени Правительства Москвы хочу выразить соболезнования родным и близким погибшего Егора Щербакова. Он не заслужил этой ранней и насильственной смерти. Мы скорбим вместе с вами.

Правоохранительные органы задержали подозреваемого в убийстве Егора Щербакова, и я хочу публично поблагодарить сотрудников УВД за профессиональную и оперативную работу.

Убийство Егора Щербакова — это особо тяжкое преступление, но оно не должно использоваться провокаторами для разжигания национальной вражды и оправдания погромов. Те, кто громил магазин и крушил автомобили, сами пошли на преступление, которое будет расследовано и доведено до суда.

С другой стороны, мы понимаем и поддерживаем требования москвичей навести порядок на рынках, торговых базах, пресечь нелегальную миграцию и улучшить работу правоохранительных органов и сами принимаем соответствующие меры.

Первое. За последние годы были закрыты крупнейшие рассадники преступности, объекты, которые десятилетиями генерировали незаконную миграцию и нарушения общественного порядка. Были закрыты сотни игорных заведений, рынок в «Лужниках», торговый комплекс «Эмерал», палаточный «крест» у трёх вокзалов, аналогичные базары у других вокзалов, платформ и станций метро. Прекращена работа более 30 розничных рынков, на которых постоянно находились десятки тысяч нелегалов.

Каждое из этих решений давалось с боем, очень непросто. Мы ощущали противодействие со всех сторон — и со стороны хозяев этих заведений, и их покровителей. Но мы это сделали.

Второе. В 2 раза было сокращено количество ларьков и палаток, многие из которых также были рассадниками нарушений общественного порядка в жилых районах. Две трети работавших в них — это те же мигранты.

Третье — мигранты в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так сложилось, что значительная часть трудовых мигрантов занимается уборкой улиц, дворов и подъездов. Эта ситуация возникла не вчера. Она досталась нынешнему Правительству по наследству, и мы начали планомерно разбираться с этим наследством.

В 2012 году было создано городское учреждение «Автомобильные дороги», которое взяло на себя содержание 40% городских дорог. Иностранных рабочих в этом учреждении нет. С 2014 года это учреждение будет обслуживать уже две трети городских дорог.

Аналогичная работа по замене мигрантов на граждан России начата и в сфере жилищного сектора. Уже в девяти районах созданы городские учреждения «Жилищник» по содержанию территории и эксплуатации жилого фонда. Штат «Жилищника» формируется в основном из москвичей и жителей Подмосковья и соседних регионов. В 2014 году «Жилищник» будет создан ещё в 34 районах.

Следующее. Правительство Москвы активно поддерживает ужесточение законов о борьбе с организацией незаконной миграции и правонарушениями, совершаемыми мигрантами. Совсем недавно были серьёзно повышены штрафы за эти деяния. Расширены основания для выдворения нарушителей режима пребывания и закрытия для них въезда в Россию.

Полиции возвращено право пресекать нарушения в сфере миграции, так как сил одной миграционной службы явно недостаточно. В результате в этом году полицией уже возбуждено 650 уголовных дел по фактам организации нелегальной миграции. Для сравнения скажу, что в прошлом году это было менее двух десятков дел.

Усиленный режим работы полиции, миграционной службы не является временной кампанией, которая скоро сойдёт на нет. Борьба с этнической преступностью, выявление незаконных мигрантов, пресечение совершаемых ими правонарушений, выдворение нежелательных лиц из Москвы будут продолжаться и впредь. Вместе с правоохранительными органами мы будем жёстко наводить порядок.

Понятно чувство гнева, которое возникает в сердцах людей, когда они видят бессмысленное и циничное убийство, но насилие и погромы — это не выход из ситуации, это ещё больший тупик. Московские власти и полиция на стороне москвичей. Мы вместе будет бороться с проблемами незаконной миграции, сделаем это цивилизованно и по закону.

Что касается злоупотреблений на овощной базе в Западном Бирюлёве, сейчас там идут проверки соблюдения санитарного и миграционного законодательства. По фактам нарушений в отношении её руководства уже возбуждены уголовные дела. Само предприятие закрыто и вряд ли когда-то откроется. Это хороший сигнал для всех, кто ставит интересы получения прибыли выше закона и интересов москвичей.

Теперь позвольте перейти к отчёту о результатах работы Правительства. Первый важнейший результат прошедшего года — возвращение выборов Мэра города.

Благодарю депутатов Московской городской Думы за поддержку законодательных инициатив, направленных на обеспечение конкурентности и прозрачности выборов. Честные и конкурентные выборы Мэра — пожалуй, один из главных итогов прошедшей кампании. Их прямым следствием стало изменение политической атмосферы в городе — от уличной митинговщины и противостояния общество перешло к цивилизованному участию в управлении городом через выборы высших органов государственной власти города. Проголосовав на выборах, избиратели дали оценку и конкретным личностям, предвыборным программам, и реальным делам кандидатов.

Избрав меня Мэром Москвы, большинство москвичей тем самым поддержало кардинальные преобразования, которые мы проводили в различных сферах городского хозяйства начиная с 2011 года. С этой программой, «Москва — город, удобный для жизни», мы победили на выборах.

Семь приоритетов нашей программы являются конкретным планом действий по решению проблем, определяющих качество жизни москвичей. Многое уже удалось сделать для реализации этих приоритетов. Ещё больше предстоит сделать. Останавливаться на достигнутом, топтаться на месте мы точно не намерены.

Итак, семь приоритетов. Первый приоритет — новая экономика, новая градостроительная политика, экономическое развитие Москвы.

25 млн кв. м, включая 13 млн кв. м инвестиционных контрактов — такой объём градостроительных проектов, которые отменило Правительство Москвы. Эти проекты не отвечали интересам москвичей, ухудшали среду обитания и транспортную проблему. Никто и никогда в мире таких радикальных решений по изменению градостроительной политики не принимал. Мы это сделали.

От бессистемной застройки города в интересах инвесторов мы перешли к сбалансированному развитию общественного пространства в интересах жителей, от многолетнего уплотнения — к защите сложившейся городской среды, от сносов — к реновации исторических зданий, от концентрации всех людских и материальных потоков в центре города — к созданию полицентричной агломерации, от мутной среды индивидуальных договорённостей — к электронной системе оформления земельных отношений и разрешительной документации в строительстве.

Строительство и инвестиции для нас — не самоцель. Цель — Москва, комфортная для жителей. Но без инвестиций город обречён на деградацию. Изменение градостроительной политики не привело к оттоку инвестиций из Москвы. В 2013 году в экономику Москвы будет вложено более 1 трлн 100 млрд рублей инвестиций, 60% которых — за счёт частных источников. В абсолютном выражении это в 1,5 раза больше, чем в 2010 году.

За три года построен 21 млн кв. м недвижимости, выдано разрешений на строительство ещё 38 млн кв. м. Реальную отдачу городу начали приносить и новые территории Москвы: уже в этом году будет построено около 2 млн кв. м недвижимости.

Таким образом, инвесторы не ушли. Они по-прежнему хотят работать в Москве, но, в отличие от прошлых лет, инвесторы гораздо больше готовы учитывать интересы города при реализации своих планов.

С другой стороны, постепенно меняется и ментальность чиновников. Они всё больше ощущают себя не всесильными хозяевами жизни, а профессиональными управленцами, которых наняли для того, чтобы работать в интересах москвичей, хотя мы находимся только в начале долгой и трудной революции в умах, которая потребует, конечно, гораздо больше времени и усилий, чем просто принятие законов или какого-либо административного регламента.

Дальнейшее устранение избыточных барьеров, борьба с коррупцией, активный поиск и привлечение инвесторов, поддержка предпринимателей и инноваторов, которые своим трудом создают фундамент благополучия жителей столицы, — это важнейшие задачи всех органов власти на ближайшие годы. Мы должны стать лучшими в решении этих задач, создать для ведения бизнеса такую среду, которая по своему качеству будет соответствовать стандартам наиболее развитых мегаполисов.

За последние три года экономика Москвы преодолела последствия глобального экономического кризиса. По сравнению с 2010 годом реальная заработная плата москвичей увеличилась на 20%. Уровень безработицы находится на историческом минимуме — меньше 1%. Москва преодолела и демографическую яму: с 2011 года возобновился естественный прирост населения, а средняя продолжительность жизни в городе приблизилась к 76 годам — это хороший европейский показатель.

Следующий приоритет и ещё одно направление кардинальных преобразований — «Мобильный город». Три года назад в развитии транспортной системы начался разворот на 180 градусов. На смену нараставшей анархии дорожного движения начали приходить порядок и жёсткое администрирование, соблюдение правил дорожного движения. От стимулирования использования личных авто город перешёл к приоритету общественного транспорта. На смену бессистемным решениям по строительству дорог, которые очень часто диктовались интересами конкретных девелоперов, пришла единая программа развития транспортной системы города.

Сегодня можно утверждать, что сделанная три года назад ставка на опережающее развитие общественного транспорта себя оправдала. Прежде всего общественный транспорт стал более популярным. По сравнению с 2010 годом число пассажиров увеличилось на 300 млн человек, что является весьма существенной цифрой даже для такого мегаполиса.

Общественный транспорт Москвы стал более доступным. Строительство метро позволило улучшить транспортную доступность для 1 млн москвичей, которые живут или работают в районах, где появились новые станции подземки. Всего за три года будет открыто 12 новых станций метро. Общественный транспорт стал более комфортным. Практически завершена программа замены подвижного состава «Мосгортранса» на новые низкопольные автобусы и троллейбусы. Метрополитен ежегодно закупает более 300 современных вагонов. Внедрены новые виды билетов, запущены первые ночные маршруты. И, что важно, общественный транспорт Москвы стал дешевле. Базовая стоимость проезда не повышалась с 2011 года. С учётом инфляции реальная стоимость билетов сегодня на 20% ниже, чем три года тому назад. В ближайшие годы мы продолжим развитие общественного транспорта.

На строительстве новых участков метрополитена сейчас задействовано 24 проходческих щита — это абсолютный рекорд и максимум в истории московского метрополитена. В планах на 2014 год — завершение строительства участка Люблинской линии метро до «Селигерской» и продление Сокольнической линии метро в Саларьево.

Не менее активно идёт реализация и другой крупнейшей транспортной программы — это развитие железнодорожных перевозок.

Уже открыто движение электричек по новому маршруту Новопеределкино — Киевский вокзал. В ближайшие месяцы планируется завершить строительство четвёртого главного пути и запустить тактовое движение экспрессов от Ленинградского вокзала до Химок с последующим продлением этой линии в Зеленоград.

По другим направлениям железной дороги утверждены графики строительства дополнительных путей, определены источники финансирования, включая целевые субсидии из бюджета города Москвы, ведётся проектирование и подготовка территории.

Полным ходом идёт строительство МКЖД, проектируются будущие транспортно-пересадочные узлы.

На наземном транспорте в 2014–2015 годах будет сформирована новая единая городская сеть перевозок с увеличением общего объёма автобусных маршрутов примерно на 10%.

Для удобства пересадки с одного вида транспорта на другой в Москве уже создаётся более 100 плоскостных транспортно-пересадочных узлов.

В то же время в городе продолжается масштабное дорожное строительство. В 2013 году была завершена реконструкция пяти вылетных магистралей — Варшавского, Каширского, Ленинградского, Ярославского шоссе и трассы Рублёвское шоссе — Балаклавский проспект. Движение по этим дорогам стало несколько свободнее. Продолжается реконструкция ещё четырёх вылетных магистралей — шоссе Энтузиастов, Щёлковского, Можайского шоссе, Рязанского проспекта.

Кроме того, приоритетами дорожного строительства на ближайшие годы будут реконструкция развязок на МКАД, создание хордовых направлений, развитие дорог в Новой Москве, строительство новых пешеходных переходов, реконструкция путепроводов через железнодорожные пути. Уверен, что все названные мною меры дадут положительный результат.

С каждым годом всё больше москвичей смогут в разумные сроки совершать свои ежедневные поездки по городу как в общественном транспорте, так и на личном автомобиле.

Следующий приоритет Правительства — это развитие образования. И здесь происходят кардинальные перемены, перемены к лучшему. Во главу всех процессов в отрасли были поставлены интересы учащихся. Сегодня процветание школы и уровень оплаты труда учителя напрямую зависят от количества учеников и качества их обучения. Вне зависимости от местонахождения, фамилии директора и прошлых заслуг все школы получают финансирование по единому высокому стандарту. Лучшие школы получают дополнительные гранты.

Для снятия ажиотажа была введена электронная запись в детские сады и школы.

В 2011–2013 годах было проведено комплексное благоустройство и оснащение оборудованием учебных заведений, включая компьютерные классы и ноутбуки для учителей. В школах появилось реальное общественное самоуправление. В ходе реорганизации сети были созданы крупные образовательные комплексы. Зарплата учителей существенно возросла, во многих школах — в 2 раза и больше.

Столичное образование стало более качественным и доступным, а звание педагога — более престижным. Это подтверждают результаты не только единого госэкзамена, но и итоги участия московских школьников в предметных олимпиадах.

В 2011–2012 годах в Москве было построено свыше 100 новых детских садов. Ещё порядка 40 детских садов будет сдано в эксплуатацию до конца текущего года. С учётом роста рождаемости город продолжит строительство новых детских садов и школьных зданий. Разумеется, что уже сделанное не значит, что в московском образовании не осталось никаких проблем. Это и бумажная бюрократия в труде учителя, и избыточная нагрузка на педагогов и учащихся. Перед системой образования постоянно встают новые вызовы и задачи, и мы должны быть готовыми дать на них адекватный ответ.

Следующее направление и масштабные перемены — это городское здравоохранение. В 2010 году более 50% имеющегося медицинского оборудования нуждалось в срочной замене. Современное оборудование можно было пересчитать по пальцам. Поэтому радикальные изменения в здравоохранении были начаты с обновления устаревшей материально-технической базы городских больниц и поликлиник. Программа модернизации была успешно завершена к середине текущего года. Всего закуплено более 60 тыс. единиц современного медицинского оборудования, в том числе впервые городские клиники получили четыре хирургических робота «Да Винчи». Внедрена система электронной записи к врачу, которой уже воспользовались свыше 5 млн москвичей. По уровню оснащения московское здравоохранение теперь находится на уровне развитых европейских столиц. Одновременно мы вступили в полосу сложнейших системных преобразований.

За два года были созданы вертикально интегрированные специализированные медицинские центры по лечению онкологии, психиатрии, наркологии и других социально значимых заболеваний, объединившие городские больницы и профильные диспансеры.

Реорганизована сеть родильных домов и женских консультаций, в рамках которой создана единая система оказания помощи женщинам в период беременности и родов.

За счёт коренного улучшения медицинского оборудования и изменения медицинских стандартов производительность труда ведущих московских клиник значительно увеличилась.

В соответствии с федеральным законом происходит активный переход на финансирование медицинских учреждений через страховые платежи. Уже в этом году большую часть средств больницы получат через фонд ОМС за пролеченных больных.

За последний год системные изменения произошли и в амбулаторном звене. Вместо 450 разрозненных поликлиник, порой не имеющих ни специалистов, ни оборудования, было создано 40 детских и 46 взрослых амбулаторно-диагностических центров, оснащённых всем необходимым оборудованием. Штатное расписание этих центров предусматривает наличие всех необходимых узких специалистов. В настоящее время ведётся комплектование штатов, заполнение пустующих вакансий.

С 1 октября 2013 года поликлиники перешли на новую подушевую систему финансирования. Пациенты сами могут выбирать поликлинику вне зависимости от места регистрации. Выбирая конкретную поликлинику, пациент обеспечит поступление в неё средств обязательного медицинского страхования. И наоборот, отказ от обслуживания будет означать для поликлиники сокращение её бюджета. Таким образом, поликлиники прямо заинтересованы в качественном и комфортном лечении своих пациентов. В то же время в новой системе финансирования врачам нет никакого смысла заниматься приписками, выписывать избыточные направления на анализы, исследования, перелопачивать горы ненужных бумаг. Отдельное финансирование поликлиники будут получать за профилактическую работу и диспансеризацию.

Кроме того, анализ ситуации показал дефицит медицинских учреждений в Москве. Есть районы, где фактическая нагрузка на поликлиники в 1,5–2 раза превышает нормативы. Поэтому мы приняли программу строительства новых поликлиник, в том числе 30 из них будут построены уже в ближайшие три года.

Реализация этих мер позволит вывести городское здравоохранение на более высокий качественный уровень. Первые результаты уже есть, прежде всего это рост продолжительности жизни и сокращение смертности от многих видов заболеваний. Например, по сравнению с 2010 годом смертность от болезней системы кровообращения сократилась на 16%. От новообразований — на 15%.

Охрана здоровья — это, конечно, не только качественная медицина. Приоритет «Здоровый город» включает и такие направления, как улучшение экологической обстановки, спорт, активный отдых. В 2013 году мы продолжили реализацию ряда крупных экологических проектов, в том числе реконструкцию Московского нефтеперерабатывающего завода. Пуск закрытых очистных сооружений Московского НПЗ уже обеспечил шестикратное уменьшение сброса вредных веществ в Москву-реку. К концу 2014 года будет завершена реконструкция всех очистных сооружений, что позволит снизить выбросы диоксида серы в 10 раз, а сероводорода — в 70 раз. Исчезнет неприятный запах, который все эти годы досаждал жителям Капотни.

Первой среди российских регионов Москва запретила продажу на АЗС бензина и дизельного топлива стандарта ниже «Евро-4».

Этой осенью мы дали старт ещё одной крупной экологической акции. В ближайшие годы во дворах, на улицах, вдоль крупных магистралей города Москвы будет высажено порядка 1 млн деревьев.

Активно развивается общедоступная инфраструктура спорта и отдыха — современные уличные тренажёры, велодорожки, лыжные трассы сегодня доступны практически всем жителями Москвы. Впервые прошлой зимой в каждом районе города работали катки с искусственным льдом. В летние месяцы впервые был организован городской прокат велосипедов. Эти новые возможности активно используются москвичами, регулярными занятиями физической культурой уже охвачено порядка 30% жителей города.

Вместе с тем в Москве явно недостает капитальных спортивных сооружений — ФОКов, бассейнов. Необходимо активно привлекать инвесторов в эту сферу, выделяя под строительство подходящие земельные участки, давая под этот приоритет для распределения земельные ресурсы.

Приоритет «Социально защищённый город» — здесь точно никаких революций не нужно. Нужно обеспечивать неукоснительное соблюдение социальных гарантий, которыми пользуются пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи и другие категории наших граждан — всего более 4,5 млн москвичей.

Но и здесь есть то, что надо серьёзно улучшать. Мало выплачивать пособия и льготы. Необходимо знать нужды тех, кто находится в наиболее сложной ситуации. И не просто знать, но и приходить на помощь, решать конкретные проблемы конкретных людей.

Начиная с 2011 года были последовательно проведены обследования условий жизни ветеранов войны, вдов ветеранов, одиноких тружеников тыла и инвалидов I группы. Всего в таком обследовании было охвачено более 200 тыс. человек. По итогам обследований социальные службы оказали ветеранам и инвалидам помощь в дополнительном лечении, реабилитации, приобретении предметов длительного пользования и в решении других бытовых проблем.

Эта помощь носила не разовый характер. Программы адресной помощи нуждающимся категориям граждан будут продолжаться и в дальнейшем.

В 2013 году Правительство Москвы завершило трёхлетнюю программу ремонта и благоустройства социальных учреждений. Это позволило улучшить условия проживания более 10 тыс. ветеранов в домах престарелых.

Продолжается реализация долгосрочной программы адаптации городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения. В 2013 году уже 78% общественных зданий будет приспособлено для нужд этих граждан. Огромную роль в социальном самочувствии москвичей играет качество и стоимость жилищно-коммунальных услуг. Правительству Москвы удалось существенно затормозить рост тарифов на услуги ЖКХ. Напомню, что в 2010 году рост тарифов составлял 22%. В этом году он составит 9,7%. На следующий год планируется 7%, то есть в границах инфляции.

Уважаемые коллеги, следующий приоритет — «Комфортная городская среда».

Хотя по уровню благоустройства Москва всегда выгодно отличалась от других городов России и мира, тем не менее и в этой сфере накопилось множество негативных тенденций. В последние годы качество городской среды не улучшалось, а наоборот, постепенно деградировало: запущенное общественное пространство, засилье наружной рекламы, неопрятная уличная торговля. Изменение ситуации и здесь потребовало радикальных перемен.

Сегодня в 30 раз выросли объёмы реставрационных работ на памятниках архитектуры. В течение трёх лет был проведён ремонт фасадов более 1 тыс. зданий в историческом центре и вдоль вылетных магистралей. Улицы Москвы были освобождены от избыточной и навязчивой наружной рекламы. Параллельно мы начали формировать новую схему размещения конструкций, определили допустимые рекламные форматы. В целом площадь рекламных конструкций в результате этой схемы уменьшается почти в 10 раз. При этом доходы, как показал прошедший конкурс, ежегодно увеличатся почти в 10 раз. Всё это, конечно, далось не просто так, это была реальная борьба, в том числе и за принятие нового федерального закона, регулирующего эти вопросы.

Кратно увеличилось качество пешеходных улиц — новые пешеходные зоны были созданы в Столешниковом переулке, на Кузнецком Мосту, Никольской улице, Большой Дмитровке, на Крымской набережной. Завершена реставрация Бульварного кольца, завершается благоустройство скверов на Садовом кольце, ещё 30 пешеходных маршрутов создано во всех административных округах Москвы. Идут работы по созданию пешеходных маршрутов в Замоскворечье.

Впервые реализован проект создания 52 народных парков, места для которых были предложены самими москвичами. Начато создание парковых зон и на территории Новой Москвы. Первые парки будут построены уже в этом году.

Всего же за три года в Москве было обновлено или создано с нуля около 200 крупных общественных зон.

К новому стандарту благоустройства было приведено 16,5 тыс. городских дворов, заменено около 14 тыс. устаревших лифтов, выполнен выборочный капитальный ремонт жилых домов общей площадью 23 млн кв. м. Кроме того, завершена двухлетняя программа улучшения уличного освещения дворов, детских площадок и пешеходных дорожек.

Все работы, проводимые в жилом секторе, предварительно согласовываются с депутатами местного самоуправления — это позволяет учесть тысячи просьб и пожеланий москвичей.

В следующем году мы продолжим эту программу. Кроме того, приступим к созданию в Москве общественных пространств мирового уровня, имею в виду новые парки в Зарядье и на Ходынском поле.

В Москве работает множество отличных театров, но за последние годы многие из них серьёзно обветшали. Поэтому мы запустили отдельный комплекс мероприятий по реновации, ремонту и строительству новых московских театров.

Уже открылись после ремонта Театр им. Ермоловой, Московский театр кукол, Театр кошек Куклачёва и театр «Тень». В скором времени будут завершены строительство и реконструкция зданий Театра им. Маяковского, театров Александра Градского, Олега Табакова, «Геликон-оперы» и других. Театральных долгостроев в Москве не будет.

Дальнейшее развитие общественного и культурного пространства, формирование цивилизованной торговли, современной сферы услуг, по качеству и комфорту не уступающих лучшим городам Европы, — это важнейший тренд развития Москвы на ближайшие годы.

В качестве седьмого направления преобразований назову проект «Открытая Москва». В действительности сегодня это, пожалуй, важнейший приоритет, в рамках которого формируется будущая система управления городом.

Граждане должны видеть и знать, что их голос важен не только один раз в пять лет, в единый день голосования, — в любое время они должны быть услышаны властью, должны решать свои проблемы или реализовывать полезные идеи.

Казалось бы, в 12-миллионном мегаполисе решение этой задачи является практически невозможным. Тем не менее и здесь произошли колоссальные сдвиги, в разы увеличившие возможности граждан влиять на власть.

Были радикально расширены полномочия муниципальных депутатов в сфере капитального ремонта жилья, строительства, благоустройства и решения других местных вопросов. Но не только депутаты, но и рядовые жители города становятся полноценными партнёрами городской власти.

В первой половине 2013 года на интерактивные порталы «Наш город», «Дороги Москвы», «Дома Москвы» поступало до 5 тыс. обращений в неделю — это больше, чем число обращений граждан в традиционной форме.

С учётом большой востребованности этой формы диалога с властью в августе 2013 года мы сделали следующий шаг: запустили объединённый портал gorod.mos.ru, на котором москвичи могут оставлять свои комментарии по 100 различным темам повседневной жизни города — от состояния детских площадок до фактов незаконного строительства. И не только оставлять свои комментарии, но и получать чёткие конкретные ответы и получать устранение тех или иных нарушений, на которые они обращают внимание.

По сути, в Москве был создан единый канал коммуникации между гражданами и исполнительной властью, аналогов которого нет ни в одном городе мира.

Портал gorod.mos.ru будет развиваться и дальше, охватывая всё новые вопросы городской жизни. Мы приглашаем москвичей предлагать сферы, где они хотели бы участвовать в выработке политики города и контролировать качество работы власти. Чего на этом портале на сегодняшний день, очевидно, нет, это жалоб на работу не городских, а федеральных служб, в том числе и на работу Федеральной миграционной службы, и того же Роспотребнадзора. Несмотря на то что это не наша компетенция, для оказания помощи им, сбора информации от граждан и реализации их требований по устранению нарушений считаю возможным на нашем портале создать соответствующие сервисы по сбору этих предложений и направлению в федеральные службы.

Активно идёт и модернизация системы государственных услуг. За полтора года создано 65 многофункциональных центров, в которые ежедневно обращается более 50 тыс. граждан. В ближайшие месяцы число МФЦ превысит 90 объектов, а их услуги станут доступны 70% жителей Москвы. За последний год были открыты такие востребованные электронные услуги, как выплата детских пособий, запись в учреждения дополнительного образования и целый ряд других. Московский портал госуслуг будет расширяться и дальше.

Новые подходы к оказанию госуслуг меняют принципы взаимодействия граждан и органов власти. Из просителя, вынужденного часами просиживать у дверей кабинетов, гражданин превращается в клиента, которому органы власти обязаны предоставить все необходимые услуги в установленные сроки и с максимальным комфортом.

Уважаемые депутаты! Сегодня вам предстоит рассмотреть в первом чтении проект бюджета Москвы на очередную трёхлетку. Позвольте представить основные принципы и подходы, заложенные в основу этого бюджета.

В предстоящей трёхлетке мы можем рассчитывать на рост бюджетных доходов темпами примерно 4% в год. Исходя из этой тенденции, верстались, соответственно, и доходы, и расходы. Доходы бюджета в 2014 году планируются в объёме 1 трлн 486 млрд рублей. Расходы запланированы в объёме 1 трлн 651 млрд. Прогнозируемый дефицит бюджета составляет 165 млрд рублей. Как и в прошлые годы, его покрытие будет осуществляться в основном за счёт мобилизации дополнительных доходов. Кроме того, для балансировки бюджета будет использоваться экономия на размещении государственного заказа. Заимствования будут минимальными и направляться только на цели развития.

Несмотря на серьёзные ограничения по доходам, бюджет Москвы на ближайшую трёхлетку сохраняет преемственность с предыдущими бюджетами. В проекте бюджета предусмотрены финансовые ресурсы для реализации приоритетов нашей программы, о которых только что говорил.

Прежде всего бюджет остаётся социальным. Приоритеты бюджета — образование, здравоохранение, социальная защита — в общей сложности будут профинансированы в объёме 840 млрд рублей, или 51% расходов в 2014 году.

На финансирование приоритета «Мобильный город» в 2014 году предлагается выделить 341 млрд, или 21% расходов. В основном это расходы капитального характера — строительство метро, дорог, приобретение подвижного состава и так далее. И в целом бюджет Москвы является бюджетом развития. Расходы на мероприятия развития по всем направлениям в 2014 году составят 520 млрд, или 31% расходов. На финансирование приоритета «Комфортная городская среда» в бюджете города предлагается выделить 254 млрд.

Помимо бюджетных расходов развитие города финансируется за счёт внебюджетных источников — средств частных бюджетов, федерального бюджета, естественных монополий и городских учреждений. Если сложить все ресурсы, которые сегодня направляются на реализацию приоритетов развития Москвы, мы получим, что на 1 рубль московского бюджета приходится ещё 1 рубль внебюджетных источников. Таким образом, даже в условиях неблагоприятного развития экономической конъюнктуры, проект бюджета Москвы остаётся крепким и устойчивым, он полностью обеспечивает выполнение всех намеченных планов. Прошу вас поддержать этот бюджет.

Уважаемые депутаты, за три прошедших года мы сделали действительно немало. Но в ближайшие пять лет нам предстоит сделать ещё больше, чтобы реализовать нашу программу развития Москвы. По своим масштабам эта программа является крупнейшей не только в России, но и по сравнению с абсолютным большинством мегаполисов мира. Мы будем опираться на поддержку москвичей и трудиться вместе с москвичами на благо нашего общего дома — города Москвы. Спасибо.