Starbucks: органический рост с опорой на Москву

Моджтаба Акбари, Генеральный директор.

Выхода компании Starbucks на российский рынок ждали долго. В итоге компания открыла первую кофейню в России лишь осенью 2007 года. Первая точка появилась в Москве. Спустя шесть лет после выхода на российский рынок всемирно известная сеть кофеен чувствует себя весьма уверенно в столице. С момента открытия компания активно развивалась, сегодня сеть насчитывает 67 кофеен. При этом, несмотря на впечатляющие результаты, Starbucks остается преимущественно московской сетью. Так, пока лишь пять кофеен этой сети расположены в Санкт-Петербурге и одна в Ростове-на-Дону, остальные находятся в Москве. Впрочем, не так давно компания объявила о планах на открытие в Краснодаре и Сочи.

Данная ситуация во многом связана с тем, что в России Starbucks избрала для себя необычную стратегию развития — неагрессивный органический рост. То есть компания не ставит перед собой задачу максимально быстрого захвата национального рынка за счет масштабных инвестиций из головной корпорации, а делает ставку на расширение за счет средств, зарабатываемых собственно на российском рынке. Именно с этим связана такая очевидная диспропорция в числе открытых точек в России и других странах. Например, более 1200 кофеен компании открыто в Канаде и примерно 1000 – в Великобритании (в эту традиционно чайную страну компания Starbucks пришла в 1998 году, сразу купив сеть из 65 кофеен и проведя ее ребрендинг).

Придерживаться стратегии органического роста Starbucks позволяет, в первую очередь, высокая рентабельность московского подразделения.

По словам Говарда Шульца, главы компании Starbucks, успех складывался из трех основных составляющих – четкая, понятная концепция, гарантии одинакового качества во всех без исключения точках и разумная ценовая политика. Очевидно, что при избранной стратегии развития именно московский рынок с его очень высокой плотностью платежеспособных, интернационализированных, ориентированных на качество потребителей является для Starbucks ключевым. В Москве уже сформировался достаточно мощный, генерирующий прибыль кластер заведений этой сети, который позволил компании начать экспансию в другие регионы России. Однако говорить о том, что на московском рынке компания достигла своего потолка, еще слишком рано. Starbucks сегодня контролирует лишь десятую часть московского рынка кофеен. Потенциал развития бизнеса в Москве, по оценкам руководителей компании, очень высокий. На сегодняшний день, в экономике Москвы развиты оптовая и розничная торговля, сектор общественных услуг и гостиничный и ресторанный бизнес. Все эти сектора будут развиваться и дальше за счет нового строительства и общего улучшения качества городской среды. Кроме того, все иностранные аналитики отмечают, что Москва располагает человеческим капиталом, что также будет способствовать росту предпринимательской активности и развитию новых видов товаров и услуг. Так, недавно Starbucks презентовала в России инновационный для себя формат – кофейня, совмещенная с банком. Детали сделки не раскрываются, равно как и не анонсируются планы на открытие следующих аналогичных офисов. Но, судя по всему, банк заинтересован в этом не меньше, чем Starbucks, а потому, вероятно, сможет взять на себя значительный объем инвестиций. И тогда не исключено, что уже очень скоро магическая сила бренда Starbucks будет помогать в Москве не только производителям кофе, но и поставщикам финансовых услуг.

Читайте также