Novikov Group

Arkady Novikov: Everything is about team

He opened his first restaurant in 1992. Today, the Novikov Group has 75 restaurants not only in Russia, but also abroad. The well-known caterer Arkady Novikov told start-up businessmen in Moscow how to open a popular restaurant.

- Arkady, what does one need to open a good restaurant and to make it a success?

- Honestly, I do not know that myself. At the beginning of my career, I opened classical restaurants. And then I created "Juster” that was a revolutionary restaurant at the time. It quickly became Moscow's most fashionable place. I think that it owed its popularity to the people who worked there and the modern fashionable interior. By the way, the design would be progressive even now: concrete, metal, glass.

In general, I would advise you against opening a fashionable restaurant. It is risky, because a fashionable place tend to become unfashionable over time. The audience that comes there is very unreliable; they love you today, but they will not love you tomorrow. For example, my second restaurant, "Gallery", which quickly gained popularity, lasted long enough for a fashionable place, but then it gradually became unpopular. The food was pretty good, the design was OK too, however, at some point, people just stopped coming there.

Two years later, I decided to open a restaurant called "Semiramis" on the former site of the "Gallery". We found a designer and turned this place into a Greek tavern. At first, the restaurant was doing well, but then it went into decline. Suddenly, an investor offered us cooperation. Instead of "Semiramis", we decided to open "Klyovo". I did not really believe in this project, as we had already closed two restaurants at this site before. Before the opening, we made minimal changes to the design putting a stove at the entrance, changing the color of some chairs and putting cushions on the sofas. When we opened the door, the "Klyovo" restaurant suddenly became popular. It is still a mystery to me, why.

Here is another example. When I opened a restaurant in London, the Guardian published an article written by a critic who was saying that everything in the restaurant (food, interior, public) was bad. I panicked and thought that I could never look into my partners' eyes again. Naturally, I saw that the restaurant was over. But quite the opposite happened. Apparently, we were given such a low rate that people began to wonder what it really was like. The day after the article was published, we had twice as many visitors as in the period from the opening and until then publication. Now, this facility services about 1,100 guests a day, leave alone the bar, and employs 360 people. The restaurant is located at a top spot, we have chosen the right cuisine, which is Asian and Italian, plus we have a good team.

One of my most popular restaurants, "Syrovarnya", was created by accident. I suggested that my partner open a small factory or a workshop where fresh cheeses from local milk would be made and served to customers. I believe that this idea was right: firstly, it meant import substitution, secondly, cheese is good when it is served straight away, and thirdly, pricing is different, because we make cheese ourselves. And, of course, we had talented chefs and managers, a good spot and a parking lot.

In general, before you open a restaurant, you should think about such things as location, audience, the average bill, and the kind of service. After that you just rely on luck. You may think that I know some secrets opening a successful restaurant, but I do not. In some cases the place was good, the interior was fine, the chefs were excellent, and the service was of high quality, but it just did not go well. And God knows why.

In my opinion, the most popular places today are not clubs or karaoke bars, but small restaurants with affordable prices. There are many pedestrian streets, where you can open small restaurants or summer terraces. Today, young caterers have a full carte blanche.

- Who do you think is the most important in restaurant business? Who should be included in the team, except for the owner and the chef, to make a successful project?

- Who knows, who is the most important. This is a team. If any small part of the team does not work, the restaurant will be a failure. Of course, much depends on the concept and the design that the owner has chosen, and the chef who is cooking the meals. However, managers who arrange the work in the right way, waiters who serve the visitors, and hostesses who meet them are equally important. You see, the restaurant starts with a hostess, like the theater starts with a hanger.

I receive several messages every day,where people say, what a cool restaurant I have, what a cool team. And there is the same number of messages about terrible service and bad food. Of course, guests can also be different, but more often I have to fight with employees who do not know how to work or do not want to. No matter what position a person holds in a restaurant, he or she eyes should be enthusiastic about it and love their job. Therefore, the most important people in the restaurant are those who care about clients, love them and put their heart into their work.

- Have you ever thought about introducing digital technologies into the restaurant business in order to minimize the human factor?

- Several times I thought about ways to apply digital technology in a modern restaurant. But I'm a conservative in this regard. For example, I was offered to make a menu on tablets, but I do not understand how you can read an electronic menu! I like printed menus, I like it when a waiter approaches me, brings the food, gives me a bill, says "thank you". It is possible that in a few years we will have to change something using digital technologies. But I hope that when I am an old man, the waiter will still bring me a printed menu and a cup of coffee. By the way, I do not like fast food facilities for the fact that there is no personal approach.

- Arkady, how do you build relationships with investors in regard of restaurant operation? What issues can arise, and what are the ways to solve them?

- There is no universal formula, each specific business requires its own scenario. You must first discuss with an investor, what he is going to do - just invest funds or manage a restaurant. Often, investors who have no idea about the restaurant business, think that they can manage the restaurant since they invest. My agreement with an investor is usually like this: the investor provides the funds, but we manage the restaurant. The investor has the right to receive any information about the restaurant operation, the number of bills, the turnover, that is all the economic and financial information we have. But the investor can not come to me and tell me how to do anything. I think it is right to cooperate with investors this way.

In conclusion, I would like to say that it has become easy to run a business in Moscow. Look how the city has changed over the past few years, how modern it has become. I am really proud of my Moscow. I open most of my restaurants in Moscow, not abroad. I believe that it is more exciting, more important and easier to open them here than anywhere abroad. The Moscow catering business has made a huge step forward. Today, Moscow has more cafes and restaurants than in other capitals of the world. And if the city continues to support businesses, Moscow will become even better.

See also

Novikov Group

Аркадий Новиков: Главное – команда

Свой первый ресторан он открыл в 1992 году. Сегодня Novikov Group – это 75 ресторанов не только в России, но и за рубежом. Известный ресторатор Аркадий Новиков рассказал столичным начинающим бизнесменам, как открыть популярное заведение.

– Аркадий, как открыть хороший ресторан и сделать его успешным?

– Честно говоря, я сам не знаю. В начале моей деятельности я открывал классические рестораны. А потом сделал «Джустер» – по тем временам революционный ресторан. Он быстро стал самым модным местом Москвы. Думаю, популярность пришла благодаря людям, которые там работали, и современному модному интерьеру. Кстати, дизайн был бы прогрессивным даже сейчас: бетон, металл, стекло.

Вообще, открывать именно модный ресторан я вам не советую. Это опасно: модный ресторан со временем становится немодным. Публика, которая приходит туда, очень изменчива: сегодня она вас любит, а завтра нет. Например, мой второй ресторан «Галерея», быстро ставший популярным, просуществовал достаточно долго для модного заведения, но потом постепенно опустел. Еда там была довольно неплохая, дизайн тоже, а публика в какой-то момент перестала ходить.

Через два года на месте «Галереи» я решил открыть ресторан «Семирамис». Нашли дизайнера – оформили в виде греческой таверны. Ресторан сначала работал неплохо, но потом всё пошло на спад. Тут неожиданно появился инвестор, предложил сотрудничество. Решили вместо «Семирамис» сделать ресторан «Клёво». Я в проект не очень верил, так как до «Клёво» на этом месте уже закрылось два ресторана. Перед открытием переделали минимально дизайн: поставили печку у входа, поменяли цвет некоторых стульев и добавили подушки на диваны. Открыли дверь – и ресторан «Клёво» вдруг стал популярным. Почему – для меня до сих пор загадка.

Еще пример. Когда я открыл ресторан в Лондоне, то после его открытия вышла статья в «Гардиан», где критик написал, что в ресторане плохо всё – еда, интерьер, публика. Я схватился за голову и подумал, как я вообще теперь смогу в глаза смотреть партнерам. Естественно, понял, что ресторану конец. Но случилась обратное. Видимо, про нас настолько плохо написали, что людям стало интересно, что там на самом деле. На следующий день после выхода статьи у нас в заведении было вдвое больше людей, чем с момента открытия и до публикации. Сейчас в заведении порядка 1100 гостей в день без учета бара, работает там 360 человек. Ресторан находится в хорошем топовом месте, мы правильно выбрали кухню – азиатскую и итальянскую, плюс там работает хорошая команда.

Один из моих самых популярных ресторанов – «Сыроварня» – возник совершенно случайно. Предложил своему партнеру сделать небольшую фабрику или цех, где будут готовить свежие сыры из местного молока и подавать клиентам. Я считаю, что идея была правильной: во-первых, импортозамещение, во-вторых, сыр хорош, когда идет сразу от приготовления к столу, в-третьих, ценообразование другое, так как сами сыр делаем. И, конечно, талантливые повара, управляющие, хорошее место, парковка.

Вообще, прежде чем открыть ресторан, вы должны хорошо продумать: где вы это сделаете, для какой публики, какой будет средний чек, какой будет сервис. Ну а дальше – повезет или нет. Если вы думаете, что я знаю секреты, как открыть успешный ресторан, то это не так. У меня были случаи, когда и место хорошее, и интерьер прекрасный, и повара отличные, и сервис качественный, а дело не пошло. Почему – бог его знает.

На мой взгляд, самое популярное сегодня – не клубы, не караоке-бары, а доступные по цене небольшие рестораны. Сейчас много пешеходных улиц, где можно открывать маленькие ресторанчики, летние террасы. У молодых рестораторов сегодня полный карт-бланш.

– Кто, на ваш взгляд, главный в ресторанном деле? Кто, помимо владельца и шеф-повара, должен войти в команду единомышленников, чтобы проект состоялся?

– Кто ж знает, кто главный в ресторане. Это команда. Если в этой команде перестанет работать какое-то маленькое звено, то ресторан встанет. Понятно, что многое зависит от концепции и дизайна, которые выбирает владелец, и шеф-повара, который готовит еду. Но не менее важны менеджеры, которые правильно организуют работу, официанты, обслуживающие посетителей, хостес, которые встречают людей. Понимаете, как театр начинается с вешалки, так ресторан – с хостес.

Я каждый день получаю по несколько сообщений, в которых пишут, какой крутой у меня ресторан, какой крутой коллектив. И еще столько же – об ужасном сервисе, плохой еде. Конечно, гости тоже разные бывают, но чаще мне приходится бороться с сотрудниками, которые не умеют работать, не хотят. Независимо от того, какую должность занимает человек в ресторане, у него должны гореть глаза, он должен любить то, что делает. Поэтому главный в ресторане тот человек, который хорошо относится к клиентам, любит гостей, делает всё с душой.

– Не задумывались над внедрением в ресторанный бизнес цифровых технологий, чтобы свести к минимуму человеческий фактор?

– Несколько раз я задумывался над тем, как применить цифровые технологии в современном ресторане. Но я консерватор в этом отношении. Мне, например, предлагали сделать меню на планшетах, но я не понимаю, как можно читать электронное меню! Мне нравится напечатанное меню, нравится, когда к тебе подходит официант, приносит заказ, даёт чек, говорит «спасибо». Вполне возможно, что через какое-то количество лет придется что-то менять с помощью цифровых технологий. Но надеюсь, что лично мне в старости официант все так же будет приносить напечатанное меню и чашечку кофе. Я, кстати, тот же фастфуд недолюбливаю именно за то, что там нет личностного подхода.

– Аркадий, как вы выстраиваете взаимоотношения с вашими инвесторами в плане операционной деятельности ресторанов? Какие здесь могут возникнуть трудности, каковы способы их решения?

– Нет универсальной формулы, для каждого конкретного бизнеса – свой вариант. С инвестором нужно изначально договориться, что он делает – только инвестирует или управляет рестораном. Часто инвесторы, не имеющие представления о ресторанном бизнесе, думают, что раз они вкладывают средства, то могут управлять рестораном. У меня с инвестором обычно бывает такой договор: он выделяет средства, но управляем мы. Инвестор имеет право на любые сведения о деятельности ресторана: количество чеков, обороты – в общем, на всю экономическую и финансовую информацию, которая есть. Но инвестор не может прийти и сказать мне, как что-то делать. Я считаю, что правильно работать с инвесторами именно в таком формате.

В заключение я хочу сказать, что строить бизнес в Москве стало просто. Посмотрите, что произошло с городом за последние несколько лет, каким современным он стал. Я действительно стал гордиться своей Москвой. Основное количество ресторанов, которые я открываю, – не за границей, а именно в Москве. Я считаю, что открывать их здесь интереснее, нужнее, легче, чем где-то за границей. Столичный ресторанный бизнес сделал огромный шаг вперед. Сейчас в Москве кафе и ресторанов гораздо больше, чем в других столицах мира. А если город продолжит помогать бизнесу, то Москва станет еще лучше.


Источник: Городское агентство управления инвестициями

Читайте также