Ламбумиз

Молочные реки, картонные берега

Компания «Ламбумиз» стояла у истоков производства отечественной картонной упаковки: 46 лет назад с конвейера сошел знаменитый молочный треугольник. О том, как существует и развивается легендарное предприятие сегодня, рассказал генеральный директор Сергей Макаров.

– Сергей Анатольевич, ваша компания имеет солидную историю. Расскажите, с чего начался «Ламбумиз»?

– Предприятие было основано в 1972 году. Таких заводов в СССР было четыре: в Москве, в Омске, на Украине в городе Фастов и еще один в Казахстане. На тот момент фасовка молока происходила в стеклянные бутылки. Это достаточно дорого: дорогие доставка и транспортировка. Наше предприятие изначально было открыто для того, чтобы привнести в СССР другую технологию розлива и фасовки молока за счет использования более дешевых материалов, тем самым удешевив процесс производства. В роли консультанта по строительству и оснащению нового завода была приглашена одна из крупнейших европейских компаний. Так появилось предприятие «Мосламбумиз».

«Ламбумиз» расшифровывается как «ламинированные бумажные изделия». То есть основным видом деятельности завода с момента открытия являлось производство упаковочных изделий из бумаги и картона. Одним из самых крупных направлений было производство упаковки для молока и молочной продукции. Первым продуктом стал знаменитый треугольник.

Долгие годы «Ламбумиз» был единственным в центральном регионе производителем такой упаковки – вплоть до Перестройки. Тогда уже начали появляться западные конкуренты. Это сподвигло компанию переходить на коммерческие условия работы, перестраивать свой бизнес и выводить на рынок новые виды упаковки: треугольник был заменен на прямоугольную упаковку типа Gable Top. Ее мы производим и по сей день.

– Что представляет из себя «Ламбумиз» сейчас?

– На сегодняшний день «Ламбумиз» является одним из крупнейших производителей картонной упаковки для жидких продуктов. Мы занимаем второе место на рынке по объему реализации данного вида упаковки. Это довольно большая доля. Но мы все-таки считаем себя номером один, потому что на первом месте западная компания, а среди российских производителей лидеры именно мы.

Нашим основным направлением является производство упомянутой мною упаковки Gable Top. Это самая популярная упаковка для молока, кефира, йогурта, других молочных продуктов, соков и вина. Продукция, упакованная в Gable Top, не вызывает сомнений у покупателя в своей свежести, натуральности и высоком качестве. Упаковка Gable Top в собранном виде представляет собой картонную коробку в форме параллелепипеда, верхняя ее часть при запаивании образует «гребешок». Мы производим упаковку самых распространенных и зарекомендовавших себя классических форматов – 1 л, 0,5 л и 0,25 л. Они удобны в использовании и обеспечивают бесперебойную работу разливочного оборудования.

В последнее время в связи с трендом на экологичную упаковку вырос спрос на другое направление нашей деятельности – производство ламинированного картона, который используется для изготовления одноразовой посуды для еды на вынос, для служб доставки. Рост составил 26% по итогам года – для нас это большой, серьезный скачок. Сами мы такую посуду не производим, но стремимся развивать это направление, стремимся помогать нашим партнерам развивать их бизнес. Сочетание качественного исходного материала и бережного способа ламинации обеспечивает отличный результат. Такой картон становится более прочным,
устойчивым к воздействию влаги и высоких температур. В этом сегменте мы конкурируем с западными производителями ламинированного картона. Но хотим, чтобы наши местные производители развивали бизнес, укреплялись, росли вместе с рынком, а мы – с ними.

Наконец, третье наше направление – производство гибкой упаковки. Спектр ее назначения велик: она используется для масложировых продуктов, мороженого, творога, мясных и рыбных полуфабрикатов, кондитерских и хлебобулочных изделий.

– Расскажите подробнее о производстве: насколько оно масштабное, сколько у вас сотрудников, какое оборудование?

– Наше производство достаточно хорошо оснащено с точки зрения технологий. У нас есть как очень современные производственные линии, так и линии, которые пришли еще с момента основания предприятия, но они настолько опережали свое время, что и сегодня остаются очень востребованными, достаточно технологичными и стабильно работающими. Это оборудование иностранного производства.

В месяц мы перерабатываем около тысячи тонн картона. Если переложить этот объем на грузовики, то получится 500 машин с материалом. Это достаточно большой объем.

У нас есть уникальные линии экструзионной ламинации. Таких линий в стране практически нет. При переработке картона мы покрываем его с двух сторон специальным полиэтиленом, разрешенным к контакту с пищевой продукцией. Эта линия позволяет за один прогон покрыть картон сразу с двух сторон тремя слоями полиэтилена. Вот такая уникальная особенность этого оборудования, которая позволяет нам оставаться на довольно высоком технологическом уровне в сравнении с другими игроками рынка или смежными производителями картонной упаковки.

У нас установлены две флексографские печатные машины. Они дают почти фотографическую точность печати. Это оборудование, в отличие от офсетного, предназначено как раз для переработки больших объемов картона.

«Ламбумиз» занимает площадь в 22 тыс. кв. м, 7 тыс. кв. м из них – производство, 3 тыс. кв. м – склады. Складская площадь для нас очень важна, так как мы покупаем сырье в больших объемах. Цикл переработки – месяц, поэтому нужно много места, чтобы хранить сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию.

Наше сырье – это картон. Он тоже уникальный, так как его производят всего четыре большие компании в мире. Мы работаем с таким гигантом, как американская компания International Paper. Ее производство локализовано в России – в Светогорске Ленинградской области. Таким образом, мы остаемся полностью российским предприятием: работаем на российском сырье, продаем российским потребителям. Мы этим очень гордимся.

На сегодняшний день у нас работают 200 человек. За последние несколько лет мы серьезно перестроили бизнес-процессы нашей компании: мы не гонимся за приростом среднесписочной численности – наоборот стараемся вовлекать сотрудников в различные процессы, чтобы они повышали свой уровень квалификации, могли работать на разных участках предприятия. Кроме того, с 2014 года у нас запущен процесс автоматизации производства, мы непрестанно работаем над этим – автоматизируем производственные участки, учетные системы, то есть исключаем, где это возможно, человеческий труд.

– Какова география поставок предприятия, кто ваши клиенты (насколько мне известно, вы являетесь официальным поставщиком PepsiCo)?

– География поставок у нас достаточно широкая: мы охватываем территорию от Кавказа до Дальнего Востока. То есть мы поставляем нашу упаковку по всей стране. Рынок достаточно стабильный, не подвержен существенным колебаниям, кроме сезонных спросов. Обычно не сезон для нас – это летние месяцы, как и у многих нишевых бизнесов.

Что касается статуса официального поставщика PepsiCo, то он дает нам, в первую очередь, имиджевую составляющую, что очень важно для пищевых производств. Это подтверждает безопасность выпускаемой нами продукции, так как PepsiCo производит продукты питания в том числе и для детей. Очень важно, чтобы поставщик упаковочных материалов выполнял все необходимые требования по пищевой безопасности. Мы уже несколько лет успешно проходим аудиты по системе менеджмента пищевой безопасности, подтверждаем каждый год сертификаты соответствия международного образца. Мы очень следим за качеством нашей упаковки, контролируем его. На предприятии функционирует трехступенчатая система контроля качества от сырья до готовой продукции. Один из плюсов работы с такими гигантами, как PepsiCo, – это непрерывное улучшение качества выпускаемой продукции и усовершенствование процессов, связанных с выпуском упаковки, чем довольны и другие наши клиенты.

Среди наших клиентов есть такие крупные предприятия, как Останкинский молочный комбинат, который поставляет свою продукцию почти во все точки страны. Также с нами сотрудничают достаточно крупные региональные игроки – это Кировский, Брянский и Ярославский молочные комбинаты, АО «Молоко» в городе Городец Нижегородской области и другие.

– А за границу осуществляете поставки?

– На экспорт мы продукцию пока не производим, потому что внутренний спрос достаточно высокий. Но хочу отметить, что наша продукция прошла подтверждение качества и безопасности на соответствие директивам ЕС, что подтверждается декларацией о соответствии ЕС.

Даже несмотря на довольно большой объем продукции, который мы производим (до 38 млн заготовок коробок в месяц), все равно иногда бывает, что мы не справляемся с внутренним спросом. Поэтому пора расширятся – у нас уже есть инвестиционный план.

– В 2018 году компания официально стала промышленным комплексом. Какие преференции получили от города вместе со статусом?

– Как промкомплекс мы получаем льготы по региональному налогу на прибыль, налогу на землю и налогу на имущество. Мы планируем каждый год подтверждать присвоенный нам статус – у нас для этого все есть. Мы выполняем абсолютно все требования, которые предъявляет Правительство Москвы к промышленным комплексам. Эти льготы нам очень сильно помогают в развитии нашей площадки. Здание завода построено в 1972 году – оно все время требует инвестиций. Например, в этом году мы планируем заменить часть инфраструктурных коммуникаций – водоснабжение, водоотведение. Переходим на энергосберегающее освещение, чтобы стать максимально энергоэффективными. Это тоже требует соответствующих инвестиций.

Льготы, которые дает Правительство Москвы, не были основополагающим фактором для получения статуса промкомплекса. В годы Перестройки некоторые направления, которыми занималась компания, были закрыты. Например, раньше на заводе производили упаковку для колбасы, для пельменей. После закрытия части направлений площади освободились, и мы стали их сдавать в аренду профильным компаниям, чтобы максимально получить синергетический эффект. Сейчас на наших площадях располагаются различные типографии, несколько производителей картонной упаковки для других сегментов рынка. У нас получается своеобразный комплекс полиграфистов и производителей упаковки из картона. Мы решили, что было бы очень хорошо объединить все это под одной крышей, под одним названием «промышленный комплекс», чтобы показать нашим арендаторам, что мы их очень ценим. Для них этот статус тоже важен: мы направляем часть средств, которые удается высвободить за счет льгот, на улучшение условий для наших профильных арендаторов.

Преференции для нас и наших арендаторов очень значимы, так как все это отражается на себестоимости продукции.

– Как будет развиваться «Ламбумиз» уже в статусе промкомплекса?

– Мы решили, что будем развиваться в трех основных направлениях, которые я назвал ранее. Планируем инвестировать в развитие такого направления, как ламинированные картоны, модернизировать нашу экструзионную линию, чтобы повысить ее эффективность и работоспособность, расширить продуктовую линейку, так как требования наших потребителей все время растут и меняются – нам нужно соответствовать рынку, быть максимально готовыми к любым изменениям.

Наша инвестпрограмма еще до конца не согласована, но по оценкам инвестиции в производство составят порядка 60 млн рублей в 2020 году. Начать реализацию инвестпроекта мы планируем уже в конце 2019 года.

Возможно, выйдем на экспорт в Ближнее Зарубежье – в Узбекистан, Казахстан. Задумки такие есть, начнем активно над этим работать тоже ближе к концу года. У нас уже были довольно успешные попытки реализации продукции в эти страны. Единственное ограничение – это погодные условия, так как там гораздо жарче, нежели у нас, предпочтения населения в кисломолочных продуктах отличаются от России, поэтому нам  предстоит поработать над технологией производства упаковки, чтобы максимально адаптировать ее под продукты, популярные в данных странах.

Источник: Городское агентство управления инвестициями

Читайте также