Сергей Собянин: Москва тратит огромные деньги на благоустройство? Это миф!

01 июня 2016

Сергей Собянин приходит в гости к «КП» не в первый раз. И всегда обстоятельно отвечает на острые вопросы.

Сергей Собянин приходит в гости к «КП» не в первый раз. И всегда обстоятельно отвечает на острые вопросы. Фото: Евгения ГУСЕВА

В редакции «Комсомольской правды» побывал мэр столицы

В Голубом зале, где обычно проходят наши планерки, мы поговорили за чашкой чая о том, что волнует москвичей.

Вот что мэр рассказал...

О метро и пробках

- Сергей Семенович, Москва активно строит метро. Такое ощущение, что никогда не открывали так много станций и линий, как сейчас.

- Никогда. Несмотря на экономический кризис, программу строительства метро мы не останавливаем. Более того, хотя за последние годы и открылось немало новых станций, но в основном мы проводили подготовительную работу. Чтобы построить одну ветку, нужны годы рытья котлованов, тоннелей, прокладки сетей и так далее. Благодаря этому в ближайшие три года в Москве будут массово открываться новые станции метро. Среди них - долгожданные линии вдоль Дмитровского шоссе, в Солнцеве и Новопеределкине. Некоторые ветки, например в Некрасовку, разгрузят действующие линии. Мы построим первый участок третьего пересадочного контура подземки, который тоже немного освободит Кольцевую линию и некоторые радиальные направления. В этом году запускаем так называемое наземное метро - это Малое кольцо железной дороги (МКЖД). На самом деле это уже никакое не Малое кольцо железной дороги, а новые главные пути для пассажирского тактового движения, как в обычном метро. МКЖД будет интегрироваться с существующими станциями метро, наземным общественным транспортом и пригородными направлениями железной дороги. Конечно, это произойдет не сразу, но уже на первом этапе постараемся сделать пересадки на максимальном количестве станций. Потом еще год-два будем расширять интеграцию МКЖД с другими видами общественного транспорта.

- Исчезнут ли пробки на дорогах? Может быть, нам помогут заграничные методы?

- Все методы известны. Никто в мире не решает транспортные проблемы с помощью строительства эстакад, мостов и магистралей. В мегаполисах все решают платные дороги, ограничение стоянки, въезд только по четным или нечетным номерам, запрет продажи машин или драконовские налоги. ВСингапуре и Гонконге, где действует целый набор таких мер, машин на душу населения в три раза меньше, чем в Москве. Мы ничего этого не делаем. Мы только ввели платную парковку. Она ограничивает количество парковочных мест, а значит, и количество въезжающих машин до уровня, который город может себе физически позволить. Если увеличим в два раза парковочные места, тогда снова встанем в пробке. Выбор-то у нас с вами небольшой. И это нужно в первую очередь для водителей, чтобы можно было проехать по улицам. И они сегодня реально едут.

О реконструкции города

- Сейчас кризис, а Москва позволяет себе тратить миллионы на благоустройство...

- На самом деле это какой-то миф, что мы тратим огромные деньги на благоустройство. На него уходит 1,5% бюджета Москвы. Это немного. Если разложить эти расходы на каждого из 15 миллионов постоянно или временно проживающих в столице, получатся не такие большие деньги. На чем мы экономим? На торгах. При размещении государственного заказа экономия составляет до 20 - 25%. В год это около 140 миллиардов рублей. Это как раз та экономия, которая позволяет нам сохранять инвестиции и развивать город. Одна из наших главных задач - благоустройство. Вначале мы занимались дворами, скверами, парками, вылетными магистралями. Сейчас перешли к центру города.

- Вся Тверская уже перекопана и наполовину перекрыта. Пешеходы предвкушают, как после реконструкции будет уютно. Но водители волнуются, не встанет ли город в пробках на главной улице?

- Никакого конфликта между пешеходами и автомобилистами не будет. Мы стараемся сделать комфортно и для тех, и для других. К сожалению, во время ремонта дорог водителям сложно. Но после реконструкции эти улицы едут быстрее. То же самое будет и с Тверской. Мы не собираемся перекрывать ее под пешеходное движение. Это одна из главных магистралей города. На ней должны быть минимум 8 полос для машин. Но сейчас в разных местах на Тверской и 8, и 10, и 11 полос. Во-первых, выровняем движение, потому что постоянное перестроение ведет к дополнительным аварийным ситуациям и пробкам. Во-вторых, постараемся создать действительно комфортное пространство для пешеходов, чтобы Тверской не чурались, а, наоборот, старались по ней прогуляться. Мне кажется, это важно и для автомобилистов, и для пешеходов, и для бизнеса, который там расположен. Кстати, на Тверскую частично вернем и парковочные места. Их там сейчас вообще нет. Реконструкцию на улично-дорожной сети закончим до 1 сентября. Возможно, какие-то участки доделаем чуть позже, но они не будут уже такими критичными.

О велосипедном и пешеходном буме

- В Москве вообще настоящий бум двухколесного транспорта, но в основном в центре. А в остальных районах появятся велодорожки?

- Мы стараемся открывать велотрассы во всех районах - в парках, скверах, на особо охраняемых природных территориях. На улицах другие правила. Там сначала нужно увеличить сам поток велосипедистов, а потом под них создавать инфраструктуру. Ведь не факт, что, проложив велодорожки, оттеснив пешеходов и автомобилистов, мы привлечем туда велосипедистов. Мы экспериментируем, видим, что не везде получается.

- А есть обратный механизм? На Никитской открыли веломаршрут, но никто никогда там не видел живого велосипедиста. Или вот поставили на Ленинградке скамеечки, но сидеть там некому.

- На той же Никитской достаточно дружелюбная атмосфера. По велодорожкам и пешеходы идут, и мамы с колясками гуляют, и велосипедисты тоже есть, особенно в хорошую погоду. Одно другому не мешает. Казалось бы, зачем ставить на улицах лавочки? Возьмем Большую Дмитровку. Там и так была узкая дорога, а ее еще заузили. Но как-то в праздники я проезжал по Большой Дмитровке. Честно говоря, не узнал ее. Все лавочки заняты. Люди уже не просто пробегают, а сидят, стоят, любуются, ходят, общаются. Не надо суетиться, надо дать возможность людям привыкнуть. На всех улицах, где мы провели реорганизацию пешеходного пространства, количество пешеходов выросло от 2 до 5 раз. Это становится трендом Москвы. Люди стараются гулять. Я всегда считал Москву одним из лучших городов. Даже в самые тяжелые для неевремена. Но атмосфера здесь становилась все жестче и некомфортнее. Все заполонили машины, все заставлено, загазовано. Сами автомобилисты уже не могут проехать и пешеходам не дают пройти. Никто не захочет в таком городе жить и работать.

А теперь ситуация меняется в лучшую сторону. Кстати, в пешеходных зонах происходит и реорганизация бизнеса. Вместо бутиков появляются демократичные кафе, рестораны, магазины, которые рассчитаны на пешеходов.

- Архитекторы предлагают использовать для прогулок крыши домов в центре. Или это из области фантастики? Как дальше будет меняться общественное пространство?

- Почему же фантастика? Есть кровли зданий, которые используются в центре города, например, в гостиницах. Но это должно соответствовать градостроительным требованиям. Что касается общественных пространств, к 2018 году мы закончим реконструкцию действующих парков. И, кроме того, создадим десятки новых зеленых зон в жилых районах. Конечно, будем заниматься и постепенной реконструкцией улиц и площадей. Мы постараемся сделать не просто благоустроенное каменное пространство, а живое, с праздниками, фестивалями, новыми московскими сезонами.

- Наверное, к осенним сезонам знаменитую зеленую голову перекрасят в желтый цвет?

- За нее уже развернулась конкурентная борьба (смеется). Когда мы ее переместили к торговому центру, там поток посетителей вырос в разы. Мы подумываем эту голову вообще на аукционе продать, когда ее рыночная цена вырастет. Можем разместить возле «Комсомолки», тираж поднимет.

Программа строительства метро в Москве не останавливается, несмотря на кризис. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Программа строительства метро в Москве не останавливается, несмотря на кризис. Фото: Михаил ФРОЛОВ

ВОПРОС - РЕБРОМ

Зачем сносить самострой ночью?

- Снос самостроя всех поразил. Почему ночью? Чья идея? Назовите имя этого человека.

- Это я (улыбается). Я за все отвечаю, что происходит в Москве. А когда надо было сносить? Когда люди выходят из метро, в час пик, что ли? На Чистопрудном бульваре, на Пушкинской самострой стоял в 15 метрах от выхода из метро. Конечно, надо все сносить, когда станции закрыты. Мы за два месяца всех предпринимателей предупредили. Кто не спрятался, я не виноват. Дальше уже действуют другие административные рычаги. А люди просто не верили, что это возможно. Думали: «Ну поговорят, откупимся, как-то договоримся, ничего делать не будут». Но мы всегда делаем то, что говорим. Просто пора к этому привыкнуть. Кстати, по поводу инсинуаций, что снос был незаконным. Есть решения и городского суда, и Верховного суда, которые подтвердили нашу правоту.

БОЛЬШАЯ ТЕМА

Час в очереди к врачу

- В поликлиниках очереди на прием превратились из обычных в электронные. Вроде хорошо. Талончик теперь легче получить. Но вот попасть к врачу все еще трудно. Специалистов не хватает?

- Если получить талончик легче, то и попасть легче. У нас к терапевтам в 90% случаев можно записаться в течение суток. В Великобритании, например, на это уходит семь дней. Мы начали контролировать не только выдачу талончика, но и время ожидания непосредственно у двери врача. Раньше по разным причинам пациенты сидели и по сорок минут, и по часу. Теперь тех, кто ждет больше 20 минут, стало меньше в разы. А с узкими специалистами проблема не только в их наличии, но и в качестве работы. Они должны повысить квалификацию и стать более универсальными. При этом надо наладить трафик между первичным звеном, то есть участковым или лечащим врачом, и диагностическим центром. Там реально хватает проблем. Но мы их решаем. Вместе с москвичами приняли два стандарта работы поликлиники - взрослой и детской. Мы начинаем последовательно их внедрять.

О ПОЛИТИКЕ

- В столице и других регионах прошли праймериз перед выборами в Госдуму. Вы были на участке, голосовали. Праймериз в целом по стране показали довольно неожиданные результаты. Говорят, что в Думе будет 60 процентов новых людей. У вас какие впечатления?

- Результаты говорят о том, что была реальная конкуренция. Победителей определяли избиратели. Не все, конечно, но явка была достаточно высокая. Впервые за последние годы мы переходим к выборам половины депутатов по одномандатным округам. Ведь избиратели уже подзабыли своих депутатов, а депутаты забыли, что нужно работать в избирательных округах и решать конкретные проблемы. А сейчас во время встреч будущих депутатов с горожанами уже решились некоторые проблемы. Вы знаете, что федеральное законодательство ужесточило правила предоставления коммунальных льгот для инвалидов. Но мы вернули им старые льготы. Еще одно решение связано с выделением инвалидам-колясочникам специализированного жилья. Этим летом по просьбам избирателей открываем детские городские лагеря. Многие никуда не уезжают, потому что у родителей нет возможности отправиться в отпуск на дачу, на море или за границу. Мы решили целый ряд конкретных проблем в избирательных округах. Так что мне кажется, что праймериз получились интересными и полезными.

- А, кстати, когда инвалидам вернут переплату за электроэнергию?

- Платежные поручения уже отправлены в казначейство. В конце этой - начале следующей недели деньги должны поступить на банковские счета льготников. В случае выплат через почту деньги можно будет получить по графику выплат начиная с 4 июня.

Если компенсация не придет, советую обратиться в любой центр госуслуг «Мои документы» для решения вопроса.

- Возможно ли ваше личное участие в выборах в Госдуму?

- Я точно буду принимать участие в выборах как избиратель. Если вас интересует, буду ли я в списке «Единой России», то вполне возможно. Но окончательное решение примет съезд партии в июне.

Велосипедисты чувствуют себя на улицах столицы все комфортнее. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Велосипедисты чувствуют себя на улицах столицы все комфортнее. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

- Что вы сейчас читаете? В каких театрах в последнее время бывали?

- На открытии «Геликон-оперы». Читаю, к сожалению, очень скучную для простого любителя литературу об экономике городов, урбанистике, транспорте и благоустройстве. Мне доставляет удовольствие.

ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛ МЭР

О битве на Хованском кладбище

- На городских кладбищах должны работать городские организации. Не должен там ходить кто попало и навязывать услуги как попало. Мне кажется, если бы на кладбище работали муниципальные службы, то и конфликта не было бы. Что произошло и кто виноват, следственные органы разберутся. Мы им помогаем в этом. Но с системной точки зрения, мне кажется, нужно в законодательном порядке отрегулировать и позволить нам самим в рамках муниципальных предприятий обслуживать такую сложную сферу, как похоронная.

О мигрантах

- Мы переформатировали около ста тысяч рабочих мест в коммунальном хозяйстве города, заменив ДЕЗы и частных подрядчиков на городское учреждение «Жилищник». Значительную часть мигрантов мы оттуда выдавили. Теперь места заняты российскими гражданами. Но это в основном не москвичи, а приезжие из регионов. У москвичей все-таки нет большого желания наниматься на черновую работу - дворниками, слесарями, водителями. Хотя у нас таких вакансий более чем достаточно.

О промзонах

- Мы занимаемся возрождением этого «ржавого кольца Москвы». В промзонах вокруг МКЖД находятся какие-то свалки, оптовые склады и еще бог знает что. Новая современная инфраструктура даст огромный толчок развитию этих территорий. В местах пересечения МКЖД с радиальными направлениями метро и пригородного сообщения создаются транспортно-пересадочные узлы, в составе которых будет и крупная деловая активность. Эти промзоны через 10 лет станут другими.

О дальнейшем расширении Москвы

- Я считаю, это не нужно для города. Нам есть чем заниматься в действующих границах. Но вместе с Московской областью, спасибо Андрею Юрьевичу Воробьёву, развиваем совместные проекты, связанные с дорожным строительством, пригородным сообщением, водоснабжением. Они облегчат жизнь и москвичам, которые ездят в Московскую область на дачи, и жителям подмосковных городов, которые также с удовольствием приезжают в Москву и на работу, и в парки, и в театры.

О зарубежных столицах

- Мы активно изучаем их опыт и в транспорте, и в благоустройстве, и в других отраслях - и в Токио, и в Берлине, и в Лондоне, и в Нью-Йорке. Очень интересныПекин и Шанхай, похожие на Москву и по численности, и по динамике развития. Пожалуй, Шанхай один из самых интересных современных городов. Мне он даже понравился больше, чем Гонконг, который у всех на слуху. Но еще раз скажу, что Москва обладает уникальными особенностями активно развивающегося современного города, и исторического города, и культурного города. Такого симбиоза, думаю, нет ни в одной столице мира.

ПРОВЕРКА СЛУХА

Говорят, въезд в центр станет платным…

- Все-таки принято такое решение, Сергей Семенович, или оно в подвешенном состоянии?

- Мы ограничились платной парковкой. Других жестких мер не рассматриваем.

- А во дворах будет платная парковка?

- Нет, и не планируем. Мы предлагаем москвичам субсидии для установки шлагбаумов во дворах жилых домов. Это помогает навести порядок. Жители уже закрыли сотни дворов, которые раньше были забиты чужими припаркованными машинами.

 

Источник: Комсомольская правда

Читайте также
В.В. Ефимов
22 февраля 2018
Владимир Ефимов раскрыл планы Москвы по «налогу на модернизацию»
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
В.В. Ефимов
15 февраля 2018
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы рассказал о том, как Москва зарабатывает и эффективно расходует
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Л.В. Кострома
28 января 2018
Мерами городской поддержки пользуются 76 предприятий
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
Ликсутов Максим Станиславович
15 января 2018
М.С. Ликсутов: «Задачи любой ценой выписать штраф нет»
Ликсутов Максим Станиславович
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
М.Ш. Хуснуллин
30 декабря 2017
Марат Хуснуллин – о главных итогах и планах на 2018 год
М.Ш. Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Н.А. Сергунина
15 декабря 2017
Нам удалось создать комфортную среду для работы компаний любого масштаба
Н.А. Сергунина
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений