Интервью программе «Постскриптум» телеканала «ТВ-Центр»

29 декабря 2014

- Сергей Семенович, здравствуйте!

Сергей Собянин: - Добрый вечер!

- Мы с Вами встречаемся в канун Нового года, и несмотря на то что ситуация такая, я бы сказал... Кто-то говорит непростая, кто-то говорит сложная, а я скажу: она интересная, она необычная, в ней много вызовов. Это правда. Но в ней, как мне кажется, и заложены определенные возможности. Вот на Вас влияют эти разговоры о сложной экономической обстановке и так далее? Или Москва – она как ледокол, знаете, идет и идет?

Сергей Собянин: - Во-первых, не было длительного периода времени, когда бы мы не отвечали на какие-то вызовы, проблемы, кризисы или псевдокризисы, и Москва всегда с ними справлялась, и я уверен, что и с теми вызовами, которые сейчас, справится также. Причем запас прочности у Москвы, возможности Москвы, возможности для привлечения инвестиций, для развития, как и у всех крупных городов, – они достаточно высокие. И, конечно, в любой ситуации надо рассматривать не только минусы, но и плюсы. В частности, для развития отечественной промышленности, отечественного производителя.

- То есть Вы можете сказать москвичам, что финансовых трудностей город не испытывает сейчас?

Сергей Собянин: - Сегодня бюджет Москвы сбалансирован. Мы не наращивали кредиты, как, может, некоторые другие регионы. Мы за последние годы не нарастили долг, а уменьшили его с 300 до 150 миллиардов рублей. Это значительное снижение долговой нагрузки.

- То есть все увеличивают долги, а Вы их снижаете?

Сергей Собянин: - Это зависит от того, как ты думаешь дальше работать. Насколько ты чувствуешь себя временщиком, или ты считаешь...

- То есть в короткую или в длинную играешь?

Сергей Собянин: - Да. Ответственным за то, что будет дальше происходить. Самое простое – ничего не делать, наращивать долги. Самое сложное – оптимизировать расходы и снижать долговую нагрузку.

- Я начну с приятного вопроса, а потом перейду к другим, возможно, более сложным. Вот здесь были опубликованы рейтинги самых эффективных региональных менеджеров России и Вы вошли в первую десятку.

Сергей Собянин: - Всегда работаешь на результат. По крайней мере, в моем характере – не на процесс, а на конечный результат. Да, он может не наступить сегодня-завтра, но ты должен все сделать, все, что от тебя зависит, чтобы он наступил быстрее. И в этом смысл работы. А главная оценка – это оценка тех, ради кого ты работаешь, москвичей.

- Давайте перейдем к конкретным вопросам. Транспорт. Раньше выезд с Кутузовского был чудовищно сложным, сейчас я регулярно пользуюсь этой дорогой, которая выводит на Кольцевую, и уже люди распределяются по другим направлениям. У Вас, как я понимаю, если это не исчерпывающий перечень, Вы меня поправите, два направления было основных. Первое – это расширение дорожной сети, в частности с помощью новых развязок и новых эстакад, и другое – это развитие общественного транспорта. Вот какая из двух задач Вам больше удалась, как Вы считаете?

Сергей Собянин: - Вообще три направления. Это, конечно, развитие инфраструктуры – дорожной, транспортной инфраструктуры, развитие общественного транспорта и, безусловно, конечно, это создание неких финансовых мотиваций, что выбирать. Ты должен, во-первых, предоставить возможность выбора, а во-вторых, создать финансовую мотивацию, какой транспорт выбирать. После перестроечного времени, когда у людей появилась возможность покупать машину, такой альтернативы не существовало. Если ты купил машину, считалось, что ты можешь ехать куда угодно, парковаться где угодно и ни за что, никогда, ни в коем случае не платить. Ключик решения вопроса не в количестве эстакад и развязок, а в той самой мотивации и возможности развития общественного транспорта.

Поэтому, конечно, мы строим магистрали, эстакады, развязки, потому что Москва в этом отношении отстала катастрофически от других городов, и, что бы мы ни делали, в любом случае надо узкие места расшивать именно строительным способом, строительством новой инфраструктуры.

Второе. Конечно, надо развивать общественный транспорт. И вы видите, мы ведем масштабное строительство метрополитена, развитие пригородного сообщения. Да даже, собственно, и дороги когда мы строим и реконструируем, главная задача при реконструкции магистралей состоит в том, чтобы создать выделенные полосы для общественного транспорта, для наземного общественного транспорта, для автобусов. И, конечно, развитие платной парковки создает некую мотивацию для человека, который делает выбор: может быть, я доеду на общественном транспорте либо заплачу за парковку.

Москва разрастается, увеличивается количество населения, и такими же темпами происходит разрастание пригородов, Московского региона. И если ничего не делать, то Москва просто бы давно уже остановилась в транспортном коллапсе. Но мы видим хотя бы небольшое, но улучшение ситуации, это означает, что мы двигаемся по правильному пути.

- Я помню, когда-то обсуждалась такая мера, как возможность введения платного въезда в центр города. В Лондоне, например, есть такая платная, в Париже, насколько я помню, нет, то есть некоторые города используют, некоторые нет. Вы, насколько я понимаю, сделали выбор в пользу того, чтобы отказаться от такой меры. Вы посчитали, что она ничего не даст, создаст напряженность дополнительную?

Сергей Собянин: - Есть два вида решения проблемы: радикальное – введение платного въезда, ограничение покупки машины, целый ряд других; и есть поступательное развитие, то, чем мы сегодня занимаемся, – это максимальное развитие общественного транспорта и урегулирование парковочного пространства. Мне кажется, пока мы не исчерпали возможности этого, переходить к другим этапам было бы не совсем своевременно. Хотя эксперты обсуждают. Пожалуйста, пусть обсуждают, главное, чтобы это обсуждение шло цивилизованно, в рамках принятых процедур.

- Сергей Семенович, знаете, на что жалуются очень сильно? Жалуются на эвакуаторы. Это вновь на днях обсуждалось в Государственной думе, сейчас новый закон принимается, уже в первом чтении мы его приняли. Многие жители Москвы считают, что это уже какой-то налаженный бизнес, естественно, теневой. Но тем не менее существует ли такая проблема и как с этим бороться? Только ли законодательством или более жестким контролем над теми структурами, которые этим занимаются?

Сергей Собянин: - Я не верю, что какой-то там теневой бизнес создан. Это маловероятно и, на мой взгляд, невозможно. Конечно, надо регламентировать. То, что сегодня Государственная дума принимает проект закона, который более четко прописывает регламентные нормы, ничего в этом плохого нет. Но я вам должен сказать, что если не заниматься эвакуацией неправильно припаркованных машин, то мы очень быстро вернемся к тому, от чего ушли: у нас пешеходные улицы все будут забиты машинами, поперек дороги будут стоять машины. Поэтому не надо шарахаться в угоду тех или иных популистских заявлений, надо спокойно вести свою линию. В городе должен быть порядок: если стоит знак, его надо выполнять; если парковка платная, за нее надо платить. Вот, собственно, и все правила. Они существуют во всех странах, и во всех странах их соблюдают. Наши граждане, наши москвичи, приезжая в Париж, в Лондон, даже в Финляндию...

- Там очень жестко.

Сергей Собянин: - Никому в голову не взбредет нарушать правила дорожного движения, знаки, да еще потом стучать кулаком по столу и требовать, почему так несправедливо со мной обошлись.

- Другой вопрос из категории сложных – здравоохранение – тоже много обсуждается. На что могут рассчитывать москвичи после этих всех споров, дебатов, протестов отдельных? Какова будет система, которая должна в итоге, как я понимаю, дать лучший результат? Но сейчас идет перестройка. Вот на что они могут рассчитывать?

Сергей Собянин: - Она не сейчас началась, она идет уже в течение нескольких лет. На первом этапе мы меняли оборудование, проводили реконструкцию, ремонты клиник, оснащали новыми технологиями, которые позволили значительно ускорить лечение, выздоравливание больных, улучшить диагностику. И по оснащению мы вышли практически на европейский уровень. Затем была реструктуризация самих учреждений. Из мелких учреждений, которые технологически были не приспособлены для того, чтобы оказывать комплексные услуги, создавались более крупные учреждения. Сегодня происходит настройка внутри самих учреждений в соответствии с теми задачами и теми заданиями, которые перед ними стоят, так, чтобы эффективно расходовать деньги, которые к ним приходят. И самое главное, что происходит, что деньги сегодня приходят не по смете и не по указу чиновника, а исходя из услуг, которые оказывает поликлиника или больница. Сегодня по большинству показателей здравоохранение уже демонстрирует позитивные, положительные сдвиги. Речь идет и в целом о продолжительности жизни, и о снижении смертности по целому ряду видов болезней, наиболее проблемных и распространенных: это и сердечно-сосудистые заболевания, это и онкология, это и смертность при родах, и целый ряд других.

- А что, по сердечно-сосудистым заболеваниям и онкологии у нас сейчас в Москве цифры вниз пошли? Заметно, да?

Сергей Собянин: - Да. Почему – потому что стала лучше диагностика по той же онкологии, особенно женской онкологии. Что касается сердечно-сосудистых заболеваний, в городе созданы 22 сосудистых центра, которые комплексно и оперативно оказывают помощь. Например, от острых инфарктов смертность в больницах снизилась в два раза. Это серьезный сдвиг, и уровень оказания помощи в этой области уже вышел на европейский уровень.

- Опасения, которые иногда высказываются, что за счет укрупнения не хватит поликлиник в районах для всего населения.

Сергей Собянин: - Ничего подобного, мы поликлиники не закрываем. Даже когда они юридически укрупняются, это не уменьшает, а увеличивает доступность пациентам, потому что они могут пользоваться не только своей маленькой районной поликлиничкой, но и центральным амбулаторным центром, оснащенным и КТ, и МРТ, и современной лабораторией, и полным широким кругом специалистов.

- О социальных пособиях. Вот за годы, когда Вы возглавляете город, социальные льготы не сокращались, но и экономическая ситуация была более благоприятной, чем сейчас. Сейчас все-таки она усложнилась. Какова будет политика Мэрии с точки зрения льгот, в частности для пенсионеров, инвалидов, пособий? Как Вы будете сочетать эту усложнившуюся ситуацию?

Сергей Собянин: - Мы не сокращаем ни пособия, ни льготы, ни социальные выплаты, но мы понимаем, что ситуация напрягается, и за счет инфляции, за счет удорожания и квартирной платы, и роста цен ситуация у ряда групп населения не улучшается, а возможно, ухудшается, даже несмотря на рост пенсий. Поэтому мы периодически обследуем, проводя адресное обследование целых групп населения. И проводим уже адресную поддержку этих людей. Мы выписываем, что необходимо им в плане приобретения, может быть, техники, или лечения, или реабилитации, проводим уже адресную настройку своей социальной помощи.

И мне кажется, это самый эффективный и верный путь. Так, чтобы не всем размазывать, может быть, некоторым и не нужна эта помощь. Категория вроде бы одна, а люди разные и доходы разные.

- Об обратной связи. Я слышал хорошие отзывы относительно обращений через ваш портал, что люди могут просто написать о своих проблемах и они получают ответ. Причем иногда, действительно, просто очень быстро следует помощь. У Вас много людей этим занимается?

Сергей Собянин: - Занимаются те, кто и раньше занимался. Это управляющие компании, это эксплуатационные службы, это районные управы, окружные, департаменты и так далее. Но что изменилось: изменилось то, что мы берем просьбы, жалобы от населения и аккумулируем на едином портале. И этот портал ведут уже другие люди, которые никак не связаны со службами, которые отвечают за эту работу. Таким образом, мы получаем независимую группу контроля. Это во-первых.

Во-вторых, эти жалобы и ответы – они публичные. И отвечают на них не просто какие-то клерки, а руководители – руководители управ, руководители департаментов или их заместители, которые отвечают за это направление работы. И, что тоже немаловажно, человек, который пожаловался и получил ответ, имеет возможность тут же сказать, он согласен или не согласен, выполнена работа или не выполнена, прислать фотографию того или иного объекта, той же ямы, сказать: «Нет, она не заделана. Вот, я присылаю вам фотографию».

- Скажите, а бывают просьбы или жалобы, на которые Вам приходится лично отвечать, лично заниматься?

Сергей Собянин: - Вообще, эта система работает тоже не сама по себе, несмотря на то что есть учреждения, которые независимо осуществляют контроль. Если первое лицо не уделяет этому внимание, то она тоже работать не будет, потому что целый ряд должностных лиц мне лично просто пришлось уволить, чтобы они прониклись ответственностью в решении этих вопросов.

- Вы же уволили, значит, они так и не прониклись... Другие прониклись.

Сергей Собянин: - Люди должны чувствовать, что это как раз то, за что они лично отвечают. Конечно, ты можешь ошибиться, можешь на один-два дня ошибиться в сроке исполнения, тебя могут наказать штрафами и так далее, но когда ты врешь, причем делаешь это намеренно, то извините, здесь уже другого подхода, кроме как самого жесткого дисциплинарного наказания, быть не может.

- Вы жесткий руководитель? Вы считаете себя жестким?

Сергей Собянин: - Абсолютно не жесткий и не мягкий, я рациональный руководитель.

- Вот то, что Вас включили в десятку самых эффективных руководителей региональных, какова заслуга Вашей команды?

Сергей Собянин: - Я думаю, что 99 процентов – это все-таки заслуга команды.

- Вы себе всего один процент оставляете?

Сергей Собянин: - Но очень важный, команду мне подбирать.

- И последний вопрос: Новый год Вы традиционно встречаете где? За городом, в Москве?

Сергей Собянин: - Традиционно в Москве в силу того, что для главы города самое главное не праздничный стол, а чтобы в городе ничего не произошло...

- Кстати, точно.

Сергей Собянин: - Чтобы праздник закончился хорошо и москвичи отпраздновали с хорошим настроением.

- Я желаю, чтобы в новогоднюю ночь в городе ничего не произошло, чтобы у Вас лично был спокойный и приятный Новый год, и от лица всех москвичей я хотел бы Вам пожелать успехов в следующем году. Он будет непростой, но я думаю, что он может хорошо закончиться.

Сергей Собянин: - Будем надеяться, что мы справимся с теми трудностями, я уверен в этом.

- Я в этом убежден.

Сергей Собянин: - Спасибо. Всего доброго!

- Спасибо.

Источник: Портал Мэра и Правительства Москвы

Читайте также
Н.А. Сергунина
25 мая 2018
«Причина успеха — продуманная экономическая политика»
Н.А. Сергунина
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
А.А. Фурсин
23 мая 2018
Алексей Фурсин: зарубежных инвесторов в Москве интересует выгода, а не политика
А.А. Фурсин
Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
В.В. Ефимов
22 февраля 2018
Владимир Ефимов раскрыл планы Москвы по «налогу на модернизацию»
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
В.В. Ефимов
15 февраля 2018
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы рассказал о том, как Москва зарабатывает и эффективно расходует
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Л.В. Кострома
28 января 2018
Мерами городской поддержки пользуются 76 предприятий
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы