Марат Хуснуллин: «В течение ближайших трех лет город построит 600 социально значимых объектов»

17 октября 2017

Марат Хуснуллин о работе столичного Стройкомплекса и приоритетах Адресной инвестиционной программы Москвы.

На прошлой неделе власти столицы утвердили Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2018–2020 годы. За три года в городе планируется построить 600 новых объектов, для чего помимо бюджетных денег ежегодно будут привлекать порядка 450 млрд рублей частных инвестиций. Приоритетом же по-прежнему является развитие транспортной системы: на эти цели будет направлено 70% всех средств АИП и наконец стартовала масштабная программа реновации жилого фонда Москвы: в 90 районах столицы планируется возвести 2,6 млн кв. метров нового комфортного жилья. О достижениях, проблемах и планах столичного стройкомплекса «Московской перспективе» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, градостроительная политика Москвы за последние 7 лет претерпела заметные изменения. Команда Сергея Семеновича Собянина, членом которой вы являетесь, перешла от беспорядочной точечной застройки к комплексному освоению территорий, к созданию новых точек роста в периферийных районах города, включая бывшие промзоны и новую Москву. Приоритетом стало транспортное строительство, без которого многомиллионный мегаполис просто не смог бы развиваться. На прошлой неделе была принята очередная Адресная инвестиционная программа Москвы, и перед возглавляемым вами Стройкомплексом были поставлены еще более амбициозные задачи. Какие из них первостепенны?

– Самая главная задача, поставленная перед нами мэром Сергеем Семеновичем Собяниным, – не снижая темпов, продолжать комплексное, сбалансированное развитие территорий и строить новые объекты, важные для города, для москвичей. При этом главным драйвером развития Москвы, как и в предыдущие годы, является транспортное строительство, поэтому львиная доля средств Адресной инвестиционной программы будет направлена именно на возведение новых станций метро, дорог, интеграцию рельсового транспорта в единую систему. Хочу также напомнить, что программа на 2018–2020 годы разработана с учетом строящихся объектов текущего года и тех, что перейдут на 2021 год. Таким образом, мы вновь, рассматривая трехлетнюю программу, по сути, ведем речь о пятилетке, что позволяет нам системно продолжать развивать наш город, имея для этого все необходимые финансовые ресурсы, а строители получают гарантию стабильной работы. Это стратегически важно.

- Почему?

– Потому что если построить, скажем, садики и школы, мы можем в течение года, то чтобы построить метро и дороги, требуется гораздо больше времени и на проектирование, и на подготовку площадок. Все это надо делать заранее. Кроме того, у нас практически все московские застройщики многопрофильные, то есть работают как на открытом рынке, так и по госзаказам. А если у них есть гарантированный заказ на ближайшие три года, а, по сути, как я уже говорил, речь идет о пятилетке, это значит, что у них есть и гарантированная поддержка, и возможность снижать свои издержки, и быть конкурентоспособными на рынке.

Кроме того, я это хочу особо подчеркнуть, Адресная инвестиционная программа – не просто финансирование объектов госзаказа. Это ведь и главный инструмент привлечения инвестиций в различные отрасли городского хозяйства и социальной сферы. И начиная со следующего года, как прописано в АИП, ежегодно мы планируем привлекать на это порядка 450 млрд рублей частных инвестиций. Потому что, развивая тот же транспорт, мы понимаем, что инвесторы придут строить туда, где будут в пешей доступности новые станции метро, современные дороги, развязки и так далее. Это огромный плюс для всех.

- В каком размере принята АИП? Достаточно ли выделено средств, чтобы не снизить темпов и объемов строительства и реализовать все амбициозные планы? 

– Бюджетные ассигнования АИП, предусмотренные на 2018–2020 годы, составляют 1,486 трлн рублей – и это без учета финансирования Фонда реновации. Это на 10% больше, чем было выделено на 2015–2017 годы. Надо сказать, что правительство Москвы ежегодно с 2011 года увеличивает финансирование строительства объектов для решения приоритетных задач развития города. Этот тренд сохранен в АИП и на 2018–2020 годы. Все ранее заложенные в предыдущих программах показатели сохраняются, а по ряду из них, таких как транспортное и жилищное строительство, значительно увеличиваются. К тому же с учетом того, что мы начинаем реализовывать программу реновации жилого фонда, основной объем финансирования которой идет отдельной субсидией, общий объем ассигнований на капитальные вложения превышают 1,74 трлн рублей.

- Какие значимые объекты предусмотрено ввести в течение ближайших трех лет согласно принятой АИП?

– Будет построено 600 новых объектов, социально значимых для москвичей, а вместе с теми объектами, что уже запроектированы, – 850. Это жилье, детские сады, школы, поликлиники, спортивные сооружения и объекты культуры. Как я уже говорил, самые значительные расходы пойдут на транспортное строительство: это две трети всей программы, или 70% от общего объема финансирования АИП. Это в первую очередь метро и дорожно-транспортные объекты. Будет завершено строительство линий метрополитена «Рассказовка» – «Петровский парк», «Некрасовка» – «Авиамоторная», «Столбово» – «Севастопольский проспект», ТПК, «Саларьево» – «Столбово», «Селигерская» – «Дмитровское шоссе», станция «Беломорская» и 6 депо. Полностью закончим работы по сооружению Северо-Западной и Северо-Восточной хорд и Южной рокады.

- Известно, что программа развития Московского метрополитена рассчитана до 2025 года, однако в нее порой вносятся коррективы.

– Это неизбежно. Но заметьте, корректируются планы не в сторону уменьшения, а в сторону увеличения объемов и, соответственно, расходов. Так, в новой программе учтено решение мэра Москвы о продолжении финансирования, проектирования и строительства дополнительных линий метрополитена и депо. В частности, прорабатывается возможность продления линии от «Рассказовки» до аэропорта «Внуково», от станции «Столбово» до Троицка, от «Делового центра» до новой Рублево-Архангельской линии, от «Дмитровского шоссе» в район Северный. Таким образом, активная работа по развитию метрополитена позволяет нам планировать комплексное развитие всего транспортного каркаса столицы.
Кроме того, Адресной инвестиционной программой предусмотрены проектирование и строительство технологической части 55 транспортно-пересадочных узлов. ТПУ призваны обеспечить комфортное и быстрое перемещение пассажиров между остановочными пунктами различных видов транспорта. Кстати, к строительству ТПУ мы планируем активно привлекать инвестиционные средства. Продолжим и совместную работу с ОАО «РЖД» по интеграции станций МЦК и метро с радиальными направлениями железной дороги. Отдельными ассигнованиями предусмотрено развитие Киевского направления Московской железной дороги и строительство трех новых станций на Киевском направлении и одной на Курском направлении МЖД.

- Ранее вы заявляли о намерении вводить не менее 100 км дорог ежегодно. Темпы строительства магистралей не будут снижены? 

– Нет, этот тренд будет сохранен. В течение ближайших трех лет мы планируем ввести порядка 300 км дорог, более 40 пешеходных переходов и порядка 80 искусственных сооружений (мостов, эстакад, путепроводов). Таким образом, темпы строительства дорог снижать не будем. 
Кстати, по сравнению с прошлогодней АИП в нынешнюю мы включили 37 новых дорожно-транспортных объектов общей протяженностью порядка 130 км, а также 44 искусственных сооружения и 13 пешеходных переходов. В их числе – завершение участков Южной рокады и южного дублера Кутузовского проспекта. Продолжим развивать и улично-дорожную сеть и поперечные связи. Уже в будущем году планируем завершить основной объем работ по строительству Северо-Западной и Северо-Восточной хорд. Полностью обеспечим современной и удобной транспортной сетью застраивающуюся промзону «ЗИЛ», построим подъездные дороги к северному дублеру Кутузовского проспекта, который строится за счет средств инвесторов. Продолжится и формирование транспортного каркаса Новой Москвы. Речь идет о соединении Калужского шоссе с ЦКАД посредством современной развязки, о масштабном объекте – дороге Солнцево – Бутово – Видное, которую фактически можно будет считать своеобразным дублером МКАД на южном и юго-западном направлениях, и о создании локальных поперечных связей.

- Что намечено по наземному городскому пассажирскому транспорту?

– В АИП заложено финансирование строительства крупного транспортного объекта: новой трамвайной линии протяженностью 5,2 км с одной эстакадой и участком скоростного движения от станции метро «Пражская» в район Бирюлево Западное. Там же будет построено и трамвайное депо на 150 единиц подвижного состава. Реализация этого масштабного проекта позволит значительно улучшить транспортную ситуацию в районе Бирюлево Западное и на соседних с ним территориях.

- Анонсировалось также начало полномасштабной реконструкции набережных Москвы-реки. Что конкретно будет сделано?

– Начнется реконструкция трех набережных – Карамышевской, Симоновской и Крутицкой, а также проведем проектно-изыскательские работы на участках от Филевского парка до территории театра «Мастерская Петра Фоменко». Кроме того, выделена субсидия на инженерно-экологическое обустройство Черного озера в Некрасовке и благо-
устройство прибрежной территории. Там будут созданы все необходимые условия для занятий спортом, активного отдыха и досуга.

- Как будет происходить финансирование программы реновации и в целом жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры? 

– Уже начиная с этого года и дальше финансирование жилищного строительства и сопутствующей инфраструктуры – объектов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты и спорта – будет осуществляться как из средств Адресной инвестиционной программы, так и за счет субсидии из городского бюджета, которую предоставляют Фонду содействия реновации жилья. На эти цели предусмотрен значительный объем финансирования: в целом за три года (2018–2020 гг.) из столичного бюджета совокупно будет выделено 478,5 млрд рублей с учетом субсидии фонду. Непосредственно на программу реновации ежегодно предусмотрено выделять по 100 млрд рублей. Это огромная сумма, которая позволит обеспечить все гарантии тем москвичам, которые будут переселяться из старых хрущевок в новые современные дома. При этом, я хочу обратить на это особое внимание, мы продолжим строить новое жилье и по госпрограмме «Жилище» для льготных категорий граждан – очередников, нуждающихся. Ничьи права не будут ущемлены! Предоставление этим людям жилья за счет города запланировано на уровне прошлых лет – никаких снижений темпов и объемов не будет. Кроме того, как и планировали, продолжим строить объекты социальной инфраструктуры. 

Если говорить о цифрах, то выделенные бюджетные деньги позволят нам построить в течение трех лет не менее 2,7 млн кв. метров жилья и более 140 соцобъектов. Новые жилые дома, детские сады, школы, поликлиники, объекты культуры и спорта появятся в 90 районах, расположенных в 11 административных округах.

- 140 объектов социальной инфраструктуры – цифра впечатляющая. А сколько из них детских садов и школ?

– Если говорить конкретно об объектах образования, то с 2018 по 2020 год будет построено 88 детских садов и школ в общей сложности на 35 835 мест. Это 31 детский сад на 7800 мест и 57 школ и блоков начальных классов, рассчитанных на 28 035 учащихся. Кроме того, в АИП мы включили и те объекты, что уже построены или достраиваются, но которые еще не введены. Речь идет еще о 16 новых объектах образования на 8700 мест: пяти детских садах на 1475 мест и 11 школьных зданиях на 7255 мест. В их числе 9 объектов образования в районах Ново-Переделкино и Некрасовка, а также детский сад на 350 мест и школа на то же количество мест в жилом комплексе «Царицыно». Причем мы ведь строим сейчас уже не те садики и школы, что возводились в прежние годы и десятилетия. Новые здания возводятся по уникальным проектам, они более просторные, вместительные, более функциональные, при строительстве применяются новые инновационные технологии. Огромное внимание уделяется обустройству территорий садиков и школ. Достаточно назвать уже построенную школу в Коммунарке или, скажем, школу-гигант в Некрасовке, которая будет введена в будущем году, где смогут одновременно обучаться 2100 школьников. Она станет самой крупной в Москве. И еще, что крайне важно для москвичей: мы продолжаем строить детские сады, школы, поликлиники в рамках комплексного освоения территорий – в шаговой доступности от мест проживания. Это еще один шаг к созданию города, максимально удобного и комфортного для всех.

- В прошлом году мэром Москвы было принято решение увеличить расходы на строительство поликлиник и других объектов здравоохранения. Что строится сейчас и будет построено еще в течение трех ближайших лет?

– До 2020 года мы планируем завершить строительство 52 объектов здравоохранения, включая 27 поликлиник на 15 400 посещений в смену, 18 больничных корпусов и 7 подстанций скорой помощи. Помимо этого завершим реконструкцию семи объектов. Среди них такие крупные, как рассчитанная на 600 коек больница с роддомом в Коммунарке, где планируется ввести первую очередь – перинатально-кардиологический корпус на 330 коек, ГКБ № 67 на ул. Саляма Адиля и два лечебных корпуса на 500 коек на территории ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова. Кроме того, уже до конца этого года мы завершим строительство первой очереди Международного медицинского кластера в Сколкове – диагностического корпуса общей площадью 10 тыс. кв. метров. Это уникальный проект не только для Москвы, но для всей страны. В его развитие уже привлечены иностранные инвестиции. Включены в АИП и еще 11 объектов здравоохранения. В частности, будет построен радиологический корпус на территории Морозовской больницы. Хочу напомнить, что там в прошлом месяце мы уже открыли новый современный лечебный корпус после проведенной реконструкции. Планируется строительство детской поликлиники на 320 посещений в смену в микрорайоне «Загорье 6» в районе Бирюлево Восточное, детско-взрослой поликлиники на 320 посещений в смену на ул. 6-я Радиальная, вл. 7, в Царицыне. Это далеко не полный перечень. Так что ни темпов, ни объемов строительства мы снижать не намерены. Все социальные обязательства перед москвичами город выполнит и в этой сфере, которая остается одной из самых приоритетных.

- Столичные строители раньше срока сдали основные объекты к предстоящему в 2018 году чемпионату мира по футболу. Как будет дальше развиваться спортивная инфраструктура города?

– К 2018 году Москва получит полностью подготовленную инфраструктуру к проведению чемпионата мира по футболу. Самый главный объект мундиаля – БСА «Лужники» – введен в эксплуатацию в июне этого года, на полгода раньше запланированного графиком срока. 

Что касается дальнейшего развития спортивной инфраструктуры, то в течение трех лет мы завершим строительство 18 спортивных объектов, 14 из которых в «Лужниках»: футбольное поле, 9 ФОКов, два бассейна и два объекта олимпийского комплекса. Мы ведь не только реконструировали саму арену, но и активно развиваем всю эту территорию, постепенно превращая ее в крупнейший спортивный кластер Москвы. Очень интересный и необычный спорткомплекс будет построен в Некрасовке – с крытым катком, бассейном, экстрим-парком и зоной воркаута. До 2020 года также будет спроектировано пять горнолыжных склонов: Заречье, Шипиловский, Севастопольский, Ново-Переделкино и Куркино. Таким образом, в столице значительно расширятся возможности для занятий горнолыжным спортом, пользующимся огромной популярностью у москвичей. Более того – возведение и оборудование склонов обеспечит возможность использования чистых грунтов, образующихся при строительстве объектов. Двойная польза!

- Главным событием 2017 года в Москве, безусловно, стало открытие грандиозного парка «Зарядье». Только за месяц работы его уже посетили более миллиона человек. Масса восторженных отзывов! А еще чем-то подобным сможет Москва удивить в ближайшие годы?

– В первую очередь хочу сказать о том, что парки такого уровня, как «Зарядье», в принципе точно не реализовывались в Москве последние 70 лет, более того – в мире ничего подобного никто еще не создал. Но будут объекты не менее интересные и впечатляющие, пусть и в более скромных масштабах. Так, например, сейчас активно строится первый в столице и в России детский парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме. Фактически это аналог Диснейленда, разумеется, с учетом местных особенностей. Никогда такого парка у нас не было, а в будущем году уже планируется сдать первую очередь. Этот объект возводится силами инвестора, а транспортная составляющая – задача города, которую мы четко выполняем. Кроме того, мы не только формируем в городе массу новых привлекательных общественных пространств, включая парковые зоны, но и в принципе уделяем огромное внимание развитию так называемой культурно-досуговой составляющей. Строим новые и реконструируем старые здания театров, концертных залов, музыкальных и художественных школ, музеев и так далее. И в течение ближайших трех лет на средства городского бюджета, предусмотренные АИП, планируем построить и реконструировать 27 различных объектов культуры, включая пять музеев и пять театров, а также закончить реставрацию трех объектов культурного наследия. В частности, уже в будущем году будет введен в эксплуатацию уникальный концертный зал в том же парке «Зарядье», в 2019-м завершится реставрация потрясающего памятника архитектуры и истории – усадьбы Останкино, откроется новое здание детской школы искусств имени Глинки на улице Гурьянова.

Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Читайте также
Л.В. Кострома
01 ноября 2017
Леонид Кострома: Мы работаем с инвесторами по принципу «одного окна»
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
А.А. Фурсин
23 октября 2017
Глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин: Преференции получают предприятия с особым статусом
А.А. Фурсин
Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
В.В. Ефимов
19 октября 2017
Пресс-конференция Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Владимира Ефимова
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
С.И. Левкин
17 октября 2017
Сергей Лёвкин о перспективах реновации жилья и освоении промышленных зон
С.И. Левкин
Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы
В.В. Ефимов
21 сентября 2017
Москва встроилась в цифровую экономику
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Л.В. Кострома
06 сентября 2017
Выступление Леонида Костромы в программе «Эхономика» на радио «Эхо Москвы»
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
В.В. Ефимов
16 августа 2017
Город создал все необходимые условия для успешной деятельности инвесторов
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы