Леонид Кострома: Мы структурируем крупные проекты

05 октября 2018

Москва не хочет быть исключительно городом министерств и офисов. Столица усиленно привлекает инвестиции в развитие собственного бизнеса. Важную роль в этих процессах играет созданное городским правительством Городское агентство управления инвестициями (ГАУИ). О деятельности агентства, развитии московской инфраструктуры и предоставляемых инвесторам льготах «Инвест-Форсайт» беседует с директором ГАУИ Леонидом Костромой.

7 лет привлекая инвестиции

– Леонид Валерьевич, как вы могли бы подвести итоги работы вашего агентства за 7 лет?

– За эти годы агентством сделано достаточно много. В лице ГАУИ был создан институт развития, основной задачей которого является продвижение инвестпроектов и сопровождение их по принципу «одного окна». Москве удалось продвинуться в ключевых рейтингах, которые измеряют инвестиционную привлекательность. Наверное, основной индикатор успешности работы агентства и вообще правительства в целом по инвестиционной тематике – это, безусловно, объем привлекаемых инвестиций. С 2010-го по 2017 год объем инвестиций в основной капитал увеличился почти на 80% в сопоставимых ценах. В прошлом году он составил почти 2 триллиона рублей инвестиций. При этом подавляющая их часть – порядка 70% – инвестиции внебюджетные.

– В условиях сложного международного положения очень интересно было бы поговорить об источниках иностранных инвестиций в Москву и их приросте: много ли иностранных инвесторов приходит в столицу?

– Что касается прямых иностранных инвестиций, то, по статистике Центрального банка, около половины всех иностранных инвестиций в Россию за последние годы приходится на Москву. По последним данным ЦБ РФ, объем накопленных прямых иностранных инвестиций в городе составляет $263 миллиарда. География инвесторов достаточно широкая – это страны и Западной Европы, и Азии, и Америки.

– Леонид, что нового появилось в работе агентства в этом году?

– Прежде всего это новые проекты, которые мы берем на сопровождение. Особо хотелось бы выделить проект по созданию канатной дороги, в рамках которого будет заключено соглашение о государственно-частном партнерстве. Проект будет реализован на севере столицы, между станциями метро «Речной вокзал» и «Сходненская». Канатная дорога станет очередным шагом на пути к решению транспортных проблем и сократит время в пути из одного района в другой с 45 до 7 минут. Канатная дорога будет интегрирована в транспортную систему Москвы, проезд можно будет оплатить привычной для москвичей картой «Тройка».

Зачем нужны «офсетные контракты»

– Насколько я знаю, важным инструментом привлечения инвестиций в Москву являются так называемые «офсетные контракты». Так ли это?

– Совершенно верно. Основу офсетного контракта составляет долгосрочная городская закупка сроком до 10 лет. Это, по сути, государственно-частное партнерство в промышленной сфере. Инвестор, выигрывая право на поставку, должен в течение первых нескольких лет локализовать производство товара на территории города. Например, фармацевтическая компания выигрывает 10-летний контракт и за первые 3 года строит новый либо модернизирует уже существующий завод, выполняя инвестиционные обязательства, которые прописаны в контракте. После того как созданы мощности по производству товара, начинается его поставка по определенной в рамках конкурсной процедуры цене. Так как контракт 10-летний, в нем заложены соответствующие механизмы индексации этой цены. Кроме того, к инвестору предъявляются определенные требования по уровню локализации.

Основным преимуществом офсетных контрактов для производителя является то, что он получает долгосрочную гарантию сбыта. Для города это новые рабочие места, новая налоговая база и, по сравнению с обычными закупками, более низкая цена – за счет того, что у инвестора есть уверенность в завтрашнем дне. В прошлом году мы заключили офсетный контракт на поставку лекарственных препаратов с компанией ЗАО «Биокад». На сегодняшний день уже подготовлена предпроектная и проектная документация, а ЗАО «Биокад» присвоен статус резидента Особой экономической зоны «Технополис “Москва”», где будет размещено производство. Строительство завода будет начато уже в этом году.

18 сентября прошло вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключения второго офсетного контракта, который предполагает закупку городом 31 лекарственного препарата. Поступила одна заявка. В ближайшее время будет заключен контракт.

– Система офсетных контрактов касается только фармацевтической отрасли?

– Пока да, но мы видим перспективу не только в фармацевтике. Это и медицинские изделия, и транспорт, и ЖКХ. Анализируем ту продукцию, которая будет востребована городом в рамках программы реновации, в том числе для строительства домов, создания так называемых «умных домов». Ее производство также может быть локализовано на территории города Москвы. В приоритете отрасли, где город осуществляет большой объем закупок с высокой долей импортной продукции.

Сопровождая проекты

– Поговорим немного про сопровождение проектов. Возьмем те же канатную дорогу или новый технопарк – какова роль вашего агентства в этих проектах?

– В первую очередь мы структурируем проект с юридической, финансовой точек зрения, координируем подготовку тендерной документации, контрактов с различными органами исполнительной власти, ведем переговоры с инвесторами и финансовыми институтами. Это, как правило, масштабные проекты, которые включают в себя земельно-имущественные отношения, часто градостроительные и транспортные вопросы. Если мы возьмем для примера Северный дублер Кутузовского проспекта, то этот проект надо было органичным образом вписать в уже существующую транспортную систему Москвы. Достаточно большое количество вопросов нужно решить в градостроительной сфере, потому что построить новую магистраль в пределах такого большого города, как Москва, в условиях плотной городской застройки, достаточно сложно. Хотя магистраль проходит главным образом в полосе отвода железной дороги, все равно остаются вопросы земельно-имущественного характера. Поэтому задача агентства – структурировать проект, просчитать его, чтобы он был выгоден и инвестору, и городу с экономической, финансовой, социальной и налоговой точек зрения. Другими словами, нужно найти тонкий баланс между интересами города и инвестора. Затем, после того как контракт подписан, мы должны сопровождать проект и решать возникающие вопросы, в том числе с органами исполнительной власти города Москвы.

Другим направлением нашей деятельности является активное участие в нормотворческой деятельности как на городском, так и на федеральном уровне. Для реализации многих инвестпроектов требуется внедрение новых механизмов и правил, в связи с чем мы разрабатываем предложения по изменению законодательства. В частности, эксперты агентства участвовали в разработке федерального закона о государственно-частном партнерстве, изменений в концессионное законодательство и закона о контрактной системе в Российской Федерации. Также мы активно вовлечены в процесс создания благоприятной нормативной среды для инвестиций – это и московские законы о налогообложении, и постановления об инвестиционной и промышленной политике.

Чем заманить инвесторов

– Предположим, я – инвестор, я хочу прийти в Москву и думаю: какой проект я сумею здесь реализовать? Могу ли я рассчитывать на помощь, льготы от городских властей?

– Для нас нет разницы между иностранным и российским инвестором. В зависимости от типа проекта инвестор может рассчитывать на те или иные преференции. Два года назад, например, Москва существенным образом переформатировала систему поддержки инвесторов в промышленности, в сфере высоких технологий и инноваций. Здесь систему поддержки условно можно разделить на четыре основных направления. В первую очередь это налоговая поддержка. Компании, которые готовы активно инвестировать, платить высокую заработную плату и создавать высокотехнологичные производства, получают максимально возможные налоговые льготы, которые способен дать регион на своем уровне. Это снижение налога на прибыль, обнуление ставок налога на имущество и на землю.

Второе направление – финансовые меры поддержки. Это субсидирование процентных ставок, льготное кредитование, покрытие издержек, связанных с лизингом оборудования, подключением инженерной коммуникации, экспортной деятельностью, активностью инвесторов в сфере представления своих проектов за рубежом, конгрессно-выставочной деятельностью.

Третье направление – создание инфраструктуры. Сейчас у нас 33 технопарка, большая часть из них частные, но есть 5 технопарков, которые принадлежат городу. То есть город либо стимулирует к созданию, либо сам создает площадки, где компании, которые не готовы вкладываться в стройку, могут арендовать площади. В этих технопарках есть центры коллективного пользования для аренды оборудования, которое инвестор использует не каждый день или на приобретение которого у него не хватает средств. Там же оказываются услуги, связанные с юридическим сопровождением. У города есть очень важная площадка – Особая экономическая зона «Технополис “Москва”» с привлекательным льготным налоговым режимом. Соответственно, на этой площадке можно реализовывать и гринфилд-проекты, и арендовать помещения, которые уже построены городом.

Помимо этого, в Москве активно развивается уже известная многим программа «1 рубль за 1 квадратный метр в год». Напомню, что в ее рамках инвестору нужно вложить деньги в реконструкцию объекта культурного наследия либо в модернизацию и оборудование детских садов, школ, кабинетов врачей общей практики. Взамен он получает льготную ставку аренды на весь срок, это, в зависимости от проекта, 20 или 49 лет. После того как инвестор выполнил свои обязательства, запустил функционирование объектов, он получает льготную ставку аренды. За время развития этой программы городу передано более 100 объектов. Больше половины из них уже функционирует.

– Появились ли в Москве новые технопарки в последнее время?

– Недавно нами подписано два соглашения – по созданию технопарка в районе Руднево и по масштабному проекту развития технопарка «Калибр», это уже действующий технопарк на территории города. Проект предполагает большой объем инвестиций в развитие существующих площадей и создание новых. Сегодня в городе функционирует 33 технопарка и технополиса, в которых разместилось свыше 1750 компаний, обеспечивающих работой более 47 тыс. человек.

– Можно ли сказать, что город сегодня проводит политику реиндустриализации?

– Город комплексно подходит к развитию промышленных зон, которые еще существуют на его территории. Их достаточно много, ведь Москва традиционно с советских времен была индустриальным городом. Ключевой принцип, который мы закладываем в развитие этих зон, – комплексный подход. С одной стороны, там, безусловно, может и должна строиться жилая недвижимость, но только в комплексе с объектами социальной инфраструктуры, промышленного и офисного назначения, где люди могли бы работать, жить и получать социальные услуги, к которым привыкли. Рост роли сектора промышленности и высоких технологий для города подтверждается статистикой: если в 2010 году на долю данного сектора приходилось 13,8% всех инвестиций в основной капитал в Москве, то по итогам 2017 года его доля достигла 22%. Поддержка города направлена главным образом на высокотехнологичные предприятия, которые могут платить высокую заработную плату и привлекать грамотных специалистов. Тем более что в Москве высоко развит человеческий капитал: здесь половина занятого населения имеет высшее образование и лучшие вузы в стране.

Проверяя цены

– Давайте перейдем к другой теме. Одна из функций вашего агентства – экспертиза начальных (максимальных) цен. За счет чего происходит экономия?

– Действительно, одной из функций агентства является экспертиза начальных (максимальных) цен, которые государственные заказчики публикуют для своих закупок. Процесс регламентируется 44-ФЗ и 223-ФЗ. Наше агентство проверяет указанные в лотовой документации цены на товары и услуги, смотрит на их обоснованность. Отмечу, что цены на товары и услуги могут формироваться совершенно различными способами. Это могут быть сметы, коммерческие предложения от потенциальных поставщиков услуг, анализ заключенных ранее контрактов и т.д. Товары могут быть как импортные, так и российские. Ключевая задача города – скорректировать цену заказчика, если в силу каких-то причин она была сформирована некорректным образом, и выдать экспертное заключение о той начальной (максимальной) цене, с которой будет опубликована закупка.

– Часто приходится проводить экспертизу?

– По результатам 2017 года благодаря экспертизе экономия бюджетных средств составила 35,5 миллиардов рублей, по результатам первого полугодия 2018 года – 23 миллиарда рублей. За первые шесть месяцев мы выдали порядка 1900 заключений. Это проверка цен на продукты питания, на лекарства, на разработку программного обеспечения, которого в городе достаточно много: для наших электронных услуг, для населения, для бизнеса и тех информационных систем, которые город развивает. Но экспертиза начальных (максимальных) цен является не единственным способом оптимизации бюджетных расходов. Город активно развивает стандартизацию конкурсной документации, технических заданий, которые используют заказчики. Безусловно, много сделано для того, чтобы на конкурсы выходило как можно больше компаний. Существенно выросла доля малого и среднего бизнеса. Город, будучи одним из крупнейших заказчиков не только в России, но и в мире, большое внимание уделяет именно эффективности закупочного процесса.

 

Источник: Инвест-Форсайт

Читайте также
Л.В. Кострома
06 сентября 2018
Леонид Кострома: Инвесторы могут вложить в создание транспортно-пересадочных узлов триллион рублей
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
В.В. Ефимов
12 августа 2018
Владимир Ефимов: если сдерживать Москву в развитии, доходы федерального бюджета начнут пропорционально сокращаться
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
В.В. Ефимов
09 августа 2018
Владимир Ефимов – о бюджете города
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Н.А. Сергунина
25 мая 2018
«Причина успеха — продуманная экономическая политика»
Н.А. Сергунина
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
А.А. Фурсин
23 мая 2018
Алексей Фурсин: зарубежных инвесторов в Москве интересует выгода, а не политика
А.А. Фурсин
Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы