Леонид Кострома: Инвесторы могут вложить в создание транспортно-пересадочных узлов триллион рублей

06 сентября 2018

В городе реализуются 54 проекта.

Городское агентство управления инвестициями отмечает свое семилетие. Агентство было создано в 2011 году для привлечения инвестиций в Москву и взаимодействия с инвесторами. Одним из направлений деятельности ГАУИ является разработка юридических и экономических параметров реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства. Директор агентства Леонид Кострома рассказал «ВМ» о самых важных из них.

— Леонид Валерьевич, Москва третий год подряд лидирует в рейтинге развития государственно-частного партнерства. Как городу удается удерживать такие позиции?

— Мы уделяем большое внимание развитию государственно-частного партнерства. Москва лидирует не только благодаря большому опыту реализации проектов, но и благоприятной институциональной и нормативной среде. Для сравнения: в 2013 году город не входил даже в ТОП-10 рейтинга развития государственно-частного партнерства. Теперь же уже три года занимает первое место. Начиная с 2013 года Москва заключила контракты по проектам государственно-частного партнерства на общую сумму свыше 815 миллиардов рублей. В приоритете — развитие инфраструктуры и транспортной системы города за счет заключения контрактов жизненного цикла, реализация концессионных проектов, программы льготной аренды недвижимости с инвестиционными обязательствами, корпоративная форма государственно-частного партнерства, а также реализация долгосрочных контрактов с инвестиционной составляющей. Последняя форма, офсетные контракты, была внедрена впервые в России в прошлом году.

— Расскажите поподробнее про офсетные контракты. В чем суть?

— Офсетный контракт — это долгосрочный государственный контракт с инвестиционными обязательствами поставщика по созданию производства. Другими словами, инвестор строит или модернизирует производства, выпускает на предприятии товар и поставляет его по такому государственному контракту.

— Каковы перспективы развития таких договоров?

— Перспективные сферы применения «офсетов» — производство лекарств и медицинских изделий, транспорт, оборудование для коммунальной сферы и другие сферы. Такие контракты очень важны как для города, так и для инвестора. Во-первых, это поддержка импортозамещения в социально значимых сферах. Во-вторых, заключение офсетных контрактов способно гарантировать бесперебойную поставку, предсказуемые цены, экономию бюджетных средств за счет долгосрочных контрактов и максимального снижения цен на закупаемую продукцию. Инвестор же получает стабильный спрос на свою продукцию.

— Какие примеры можно привести по заключению таких договоров?

— В октябре 2017 года в Москве был заключен первый офсетный контракт с ЗАО «БИОКАД» на поставку 22 лекарственных средств. Контракт предполагает локализацию производства с объемом инвестиций не менее трех миллиардов рублей.

— Леонид Валерьевич, а каковы перспективы развития транспортной инфраструктуры с точки зрения привлечения частных инвестиций?

— Сегодня Москва — это современный мегаполис, удобный для жизни и привлекательный для ведения бизнеса. Несколько лет назад решение транспортной проблемы стало одной из основных задач столичных властей. Город в рамках адресной инвестиционной программы около 70 процентов своих средств направляет на развитие транспортной системы: метрополитена, наземного общественного транспорта, строительство дорог, пешеходных переходов, мостов, путепроводов и эстакад. При этом в дополнение к большому объему бюджетных инвестиций город привлекает и частные. Для решения поставленных задач Москва одной из первых в России начала применять различные формы государственно-частного партнерства. Больше половины объема заключенных контрактов в этой сфере сегодня приходится на контракты жизненного цикла в транспортной сфере. За пять лет их объем превысил 407 миллиардов рублей. Город приобретает по таким контрактам подвижной состав для метрополитена, обновляет автобусный и трамвайный парки.

— Дороги тоже собирались строить с привлечением средств инвесторов.

— Все верно, и одним из примеров государственно-частного партнерства является автодорожная концессия на строительство и эксплуатацию северного дублера Кутузовского проспекта. Согласно проекту от «Сити» до МКАД будет построена платная скоростная шестиполосная автодорога протяженностью 11 километров, с удобными связями с городской дорожной сетью. Расчетная скорость движения на дороге составит не менее 100 километров в час. Таким образом, транспортная нагрузка на Кутузовский проспект и участок Можайского шоссе значительно снизится. В настоящее время подготовка проектной документации по северному дублеру Кутузовского проспекта находится в завершающей стадии. Также идет передача концессионеру необходимых земельных участков для строительства, завершается освобождение территории от существующих строений. После этого инвестор сможет начать строить автомобильную дорогу.

— В городе говорят о создании транспортно-пересадочных узлов. Эти проекты также реализуются по принципам государственно-частного партнерства?

— Действительно, в целях снижения нагрузки на улично-дорожную сеть, повышения качества и эффективности использования общественного транспорта, а также привлечения частных инвестиций формируется система транспортно-пересадочных узлов Москвы. Эта программа предусматривает строительство более 250 ТПУ, общий объем частных инвестиций в строительство которых может превысить триллион рублей. Уже строится 54 транспортных хаба, в том числе с участием инвесторов. При их создании предусматривается технологическая и коммерческая зоны. Технологическая после окончания строительства передается городу, а за счет реализации объектов коммерческой зоны — это жилая, торговая и коммерческая недвижимость — осуществляется окупаемость вложенных инвестором средств.

— Есть другие проекты в транспортной сфере?

—Кроме того, запущен процесс реализации проекта реконструкции существующих сквозных железнодорожных линий в Москве и Московской области и организации на них диаметральных маршрутов пригородных электропоездов. После полноценного запуска Московских центральных диаметров пересечь столицу через центр можно будет всего за полчаса. В общем, работа идет, и ее результат москвичи и гости города уже ощущают на себе. Они меньше времени стали проводить в пробках, стало проще добираться из дома до работы и обратно благодаря отлаженной системе работы общественного транспорта.

— Слышали, что у москвичей может появиться новый вид общественного транспорта – канатная дорога на севере столицы. На каких условиях она будет построена? Будут ли вовлечены в такие процессы другие районы города?

— Да, правительство Москвы сейчас рассматривает предложение инвестора по строительству канатной дороги между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Проект создания новой воздушной трассы, предусматривающий соединение новых вестибюлей наземными галереями со станциями московского метрополитена, предлагается реализовать на принципах государственно-частного партнерства. Предполагаемый объем инвестиций в строительство нового транспортного объекта — около четырех миллиардов рублей. После запуска канатная дорога будет принадлежать городу на праве собственности. Инвестор сможет эксплуатировать ее в течение 22 лет. Проектом не предусмотрено финансовое участие города ни на стадии строительства, ни в процессе эксплуатации.

Новый комфортный вид транспорта соединит два района, разделенные Химкинским водохранилищем, и сократит время пассажиров в пути с 45 минут до семи. Он позволит уменьшить нагрузку на Замоскворецкую и Таганско-Краснопресненскую линии метро, а также наземный общественный транспорт. Прогнозируемый пассажиропоток — до 19 тысяч человек в сутки. Важно отметить, что для жителей города канатная дорога будет интегрирована в единую транспортную сеть в рамках городской билетной системы по доступным тарифам. Оплатить проезд будет возможно картой «Тройка». Появление в городской инфраструктуре современных технологий, использующихся при строительстве лучших канатных дорог, привлечет внимание жителей и гостей столицы. Воздушная трасса сможет стать новой туристической точкой на карте Москвы. Кроме того, мы ждем предложений инвесторов для строительства канатных дорог и в других районах города.

— Леонид Валерьевич, ваше агентство является оператором Инвестиционного портала Москвы. Мы с ним уже хорошо знакомы, но расскажите, что нового появилось за последнее время для предпринимателей?

— Да, все верно. С 2014 года портал служит каналом связи бизнеса с правительством Москвы. Помимо того, что интернет-ресурс открывает доступ к выставленным на торги объектам городской собственности, он предоставляет актуальную информацию о разных аспектах ведения бизнеса в Москве, мерах поддержки промышленных компаний и другое. На портале работает 17 онлайн-сервисов, три из которых появились в этом году. Недавно на ресурсе заработал новый онлайн-сервис «Активный инвестор», в котором собрана полная информация о земельных участках и объектах для реализации инвестиционных проектов. С помощью этого сервиса пользователи могут отметить наиболее интересные объекты для сделок в Москве и направить онлайн-запрос на их осмотр, отправить запрос на изменение назначения будущего объекта, узнать его стоимость, выбрать вид сделки (продажа, аренда, концессия, масштабный инвестпроект), а также предложить реализацию своего проекта на участке. Еще один новый сервис, разработанный специально для индивидуальных предпринимателей, позволяет рассчитать стоимость патента, исходя из заданных параметров, по 80 видам деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения. Кстати, сравнить виды существующих налоговых режимов и выбрать подходящий можно также на Инвестпортале в разделе «Путеводитель инвестора».

 

Источник: Вечерняя Москва

Читайте также
Л.В. Кострома
05 октября 2018
Леонид Кострома: Мы структурируем крупные проекты
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
В.В. Ефимов
12 августа 2018
Владимир Ефимов: если сдерживать Москву в развитии, доходы федерального бюджета начнут пропорционально сокращаться
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
В.В. Ефимов
09 августа 2018
Владимир Ефимов – о бюджете города
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Н.А. Сергунина
25 мая 2018
«Причина успеха — продуманная экономическая политика»
Н.А. Сергунина
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
А.А. Фурсин
23 мая 2018
Алексей Фурсин: зарубежных инвесторов в Москве интересует выгода, а не политика
А.А. Фурсин
Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы