Интервью с Леонидом Костромой. Госзаказ с обязательствами.

27 июня 2019

Директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома дал специальное интервью Национальной Ассоциации агентств инвестиций и развития, в котором рассказал о механизме госзакупки со встречными обязательствами поставщика и перспективах офсетов в субъектах Российской Федерации.

— Леонид, каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития офсетных контрактов у нас в стране?

— Для начала — несколько слов о том, что такое офсетный контракт. Он предполагает долгосрочную поставку товаров с инвестиционными обязательствами поставщика по локализации их производства на территории региона. Главная цель офсета — это стимулирование вложений средств бизнеса в новые предприятия или модернизацию существующих мощностей. Специфика офсетного контракта закреплена в 44-ФЗ о контрактной системе: он заключается на срок до 10 лет, минимальный объем инвестиций составляет 1 млрд рублей, поставляемый товар должен быть обязательно российского происхождения.

Данный механизм сотрудничества государства с бизнесом в промышленной сфере является довольно перспективным для любого региона, так как от заключения офсетного контракта выигрывают обе стороны. Город получает новые рабочие места, увеличение налогооблагаемой базы. Кроме того, публичный партнер значительно экономит средства бюджета, так как в результате конкурсных процедур, как правило, снижаются референтные цены для других госконтрактов. Что касается бизнеса, то офсетная сделка с государством — это гарантия долгосрочного сбыта локализуемой продукции, высокая надежность покупателя, включение в региональный реестр единственных поставщиков после выполнения всех контрактных обязательств.

— Расскажите об опыте Москвы в заключении таких контрактов?

— На сегодняшний день столица заключила два офсетных контракта в фармацевтике сроком на 10 лет каждый. Они гарантируют бесперебойную поставку жизненно важных препаратов, для москвичей это еще и льготное лекарственное обеспечение. Предметами офсетов стали лекарственные средства для лечения и профилактики онкологических, эндокринных и кардиологических заболеваний. Совокупный объем инвестиций по двум заключенным контрактам составит 8,8 млрд рублей, общий объем поставки — 32,4 млрд рублей.

Важно, что начальная (максимальная) цена обоих контрактов в результате конкурсных процедур была значительно снижена — в совокупности на 35%, что привело к ощутимой экономии бюджетных средств. Строительство фармацевтических предприятий в рамках офсетов будет вестись за счет средств поставщиков-инвесторов с глубокой локализацией производства до субстанции по отдельным препаратам. Правительство Москвы предоставит инвесторам льготы в рамках действующих мер поддержки: землю под размещение производства, пониженные налоги и арендные ставки за участки, субсидирование до половины расходов на подключение к инженерным сетям.

Первый офсетный контракт Москва подписала в октябре 2017 года с ЗАО «Биокад». Компания локализует в столице высокотехнологичное производство 22 лекарственных средств — онкологических и иммуномодуляторов. Строительство завода займет 3 года, поставка препаратов городу будет осуществляться в течение последующих 7 лет. Цена контракта составила 14 млрд рублей, объем инвестиций в создание предприятия — 3 млрд рублей. На данный момент инвестор ведет строительство на территории особой экономической зоны «Технополис «Москва».

Осенью 2018 года заключен второй офсетный контракт с ООО «Р-Опра», которое является дочерней компанией АО «Р-Фарм». Инвестор в течение 4 лет локализует производство лекарственных препаратов 31 международного непатентованного наименования, которые будут применяться для лечения и профилактики эндокринных, онкологических и кардиологических заболеваний. Поставщик исполнит обязательства по контракту на 18,4 млрд рублей, инвестиции составят 5,8 млрд рублей, на предприятии планируется создание 12 производственных линий. Отмечу: более половины лекарств, закупаемых в рамках этого офсетного контракта, не производятся на территории России. Не менее чем три лекарственных средства будут локализованы по полному циклу. На прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме инвестор получил статус резидента ОЭЗ и ведет предпроектные работы.

— Какова роль Вашей спецорганизации в заключении офсетных контрактов?

— Москва не только заключила первый такой контракт в РФ, но и наряду с Минэкономразвития активно разрабатывала данный механизм. Участие в разработке принимали и специалисты Городского агентства управления инвестициями.

Одним из аспектов нашей работы является активное участие в нормотворческой деятельности как на городском, так и на федеральном уровне. Для реализации многих инвестпроектов требуется внедрение новых механизмов и правил, в связи с чем мы разрабатываем предложения по изменению законодательства. В частности, эксперты агентства участвовали в разработке поправок в 44-ФЗ о контрактной системе. После проделанной работы статья, регулирующая механизм офсетной сделки, вступила в силу в июле 2016 года.

Офсетный контракт — довольно крупный инвестиционный проект, поэтому агентство, в первую очередь, структурирует его с юридической и финансовой точек зрения, координирует подготовку всей необходимой документации, ведет переговоры с органами исполнительной власти, экспертными организациями, бизнес-сообществом. Наша задача — просчитать проект, чтобы он был выгоден и бизнесу, и городу с экономической, финансовой, социальной и налоговой точек зрения. Мы ищем баланс между интересами столицы и инвестора. А после того как контракт подписан, мы сопровождаем проект и решаем возникающие вопросы.

— Применение офсетного контракта возможно только в фармацевтике?

— Механизм офсетного контракта не ограничен фармацевтической отраслью. Например, в Москве потенциальными сферами для заключения офсетов являются также транспортные средства, стройматериалы, техника для жилищно-коммунального хозяйства, IT-оборудование, медицинские изделия, питание. При подготовке к новым офсетным контрактам мы анализируем ту продукцию, которая может быть наиболее востребована городом. В приоритете отрасли, где осуществляется большой объем закупок с высокой долей импортной продукции.

Источник: Пресс-служба НААИР

Читайте также
А.В. Прохоров
22 октября 2019
Курс на цифру
А.В. Прохоров
Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
Л.В. Кострома
15 октября 2019
Леонид Кострома: офсетные контракты – выигрыш для Москвы и для бизнеса
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
А.В. Прохоров
09 октября 2019
Прохоров: московская промышленность — фундамент благополучия всего города
А.В. Прохоров
Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
В.В. Ефимов
09 октября 2019
Владимир Ефимов: «Мы не делим инвесторов на иностранных и наших. Механизм поддержки абсолютно одинаковый»
В.В. Ефимов
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, руководитель Департамента экономической̆ политики и развития города Москвы
А.В. Прохоров
27 сентября 2019
Александр Прохоров о московской промышленности
А.В. Прохоров
Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
А.В. Прохоров
13 сентября 2019
Прохоров: Москва привлекает все больше инвестиций, наращивая экспорт
А.В. Прохоров
Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
А.В. Прохоров
09 сентября 2019
«Мы помогаем предприятиям реальным рублем». Глава ДИПП Москвы Александр Прохоров — в интервью «Ъ FM»
А.В. Прохоров
Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
М.Ш. Хуснуллин
05 августа 2019
Марат Хуснуллин: Два триллиона потратят на комфорт москвичей
М.Ш. Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Л.В. Кострома
23 июля 2019
Без разницы: Москва не делит инвесторов на «наших» и «ваших»
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
Л.В. Кострома
10 июля 2019
Леонид Кострома – об инвестиционном климате Москвы
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы