Глава Агентства управления инвестициями: Москва ждет инвесторов в медицину и транспорт

27 ноября 2019

Власти Москвы под конец года проведут крупные конкурсы в здравоохранении и транспорте — определят инвестора нового завода медизделий и заключат контракты на поставку сложного медицинского оборудования и электробусов. Об инструментах закупок, которые использует столица при взаимодействии с поставщиками-инвесторами, рассказал в интервью ТАСС директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома.

— В начале осени правительство Москвы анонсировало новый инвестпроект — строительство завода медицинских изделий. Расскажите подробнее о нем: что конкретно будут производить, сколько средств будет вложено?

— На сегодняшний день объявлен конкурс на право заключения офсетного контракта, который предусматривает создание первого в России крупного производства медизделий для стомированных больных по широкой номенклатуре продукции. Стома — это отверстие на теле, которое является, как правило, следствием онкологического заболевания, она требует особого тщательного ухода.

Инвестор будет определен по итогам конкурсных процедур уже к концу этого года. Офсетный контракт с ним подписывается на десять лет. Реализация проекта будет вестись за счет собственных или привлеченных средств поставщика-инвестора: в создание производства современных российских медизделий будет вложено не менее 1 млрд рублей в течение трех лет. Инвестиционная стадия пройдет в два этапа с учетом различной степени сложности изготовления продукции.

— Чем офсетный контракт отличается от обычной госзакупки?

 Офсетный контракт предполагает долгосрочную поставку товаров для госнужд с инвестиционными обязательствами поставщика по локализации их производства на территории региона. Главная цель этого механизма — стимулирование вложений средств бизнеса в новые предприятия или модернизацию существующих мощностей.

Согласно закону о контрактной системе, офсет заключается на срок до десяти лет, минимальный объем инвестиций — 1 млрд рублей, поставляемый товар должен быть российского происхождения, то есть с высокой степенью локализации.

— Столица заключит уже третий офсетный контракт. Получается, механизм доказал свою эффективность, "прижился" в качестве одного из инструментов взаимодействия с бизнесом?

 Подписанные ранее офсетные контракты показали эффективность с точки зрения экономии бюджетных средств: их начальные (максимальные) цены в результате конкурсных процедур были снижены в общей сложности на 36%. Например, в рамках конкурса компания "Биокад" вдвое снизила НМЦК — с 28 млрд до 14 млрд рублей, а в случае с "Р-Опра" снижение от начальной цены контракта составило 18,5%.

— Не будет ли в таком случае итоговая цена контракта значительно ниже рыночной, не останется ли внакладе бизнес от значительных снижений?

 Начальная (максимальная) цена офсетов рассчитывается по той же процедуре, что и для обычных госконтрактов. Так, при определении начальной цены при закупке лекарств используется референтная цена: это цена единицы закупаемого товара, сформированная на основании данных о ценах на такие товары по ранее заключенным госконтрактам, исполненным без применения к поставщику неустоек. Поставщики-инвесторы выходят на конкурс и устанавливают такую цену контракта, которая позволит им окупить проект: никто не станет работать себе в убыток десять лет. Значит, итоговые цены, сформированные в рамках офсета, можно назвать рыночными, т.е. соответствующими реальной доходности компаний. При этом инвестор не ограничен в своей производственной деятельности только объемами государственной закупки, он может свободно реализовывать свою продукцию через другие рыночные механизмы.

Вообще, механизм офсетного контракта — это принцип win-win: выигрывают обе стороны. Город получает импортозамещение в социально значимых сферах, экономию бюджетных средств на закупку, так как в результате конкурсных процедур цена приобретаемой продукции, как правило, снижается, увеличение налогооблагаемой базы, создание новых рабочих мест. А для инвестора — это гарантия долгосрочного сбыта локализуемой продукции, высокая надежность покупателя, так как столица является одним из крупнейших госзаказчиков, включение в региональный реестр единственных поставщиков после выполненных контрактных обязательств.

— А по каким критериям вы выбираете отрасль для заключения офсетных контрактов?

 При выборе отраслей мы в первую очередь анализируем продукцию, которая может быть наиболее востребована городом. В приоритете отрасли, где осуществляется большой объем закупок с высокой долей импортных товаров: нам важно максимально обеспечить себя качественной продукцией отечественного производства и снизить цену закупки.

Например, первые два офсета — с компаниями "Биокад" и "Р-Фарм" — заключены в фармацевтике. Контракты предполагают локализацию в городе производства и последующую поставку лекарственных препаратов — онкологических, кардиологических, эндокринологических, иммуномодуляторов. Совокупный объем инвестиций по двум офсетам — 8,8 млрд рублей, объем поставки — 32,4 млрд рублей. Контракты предусматривают импортозамещение более 50% лекарств: 27 из 53 международных непатентованных наименований на данный момент не производятся в России.

Что касается третьего офсетного контракта, то в его рамках предусмотрено почти стопроцентное импортозамещение медицинских изделий.

В будущем мы планируем заключать офсеты в таких отраслях, как транспорт, техника и материалы для жилищно-коммунального хозяйства, IT-оборудование, питание.

— С 2013 года Москва заключает контракты жизненного цикла в транспорте. Чем примечателен этот механизм, почему Москва решила распространить его в другие сферы?

 Для начала поясню, что собой представляет контракт жизненного цикла (КЖЦ). Он предусматривает приобретение товара с дальнейшим обслуживанием и ремонтом со стороны поставщика в течение определенного срока (как правило, всего срока полезного использования товара). За счет долгосрочного характера сделки КЖЦ дают возможность получить наилучшее соотношение цены и качества оборудования и его обслуживания, равномерно и прогнозируемо распределить расходы бюджета. Город платит не за сам факт обслуживания техники, а за обеспечение ее работоспособности. Что касается поставщика, то ему КЖЦ дает долгосрочную загрузку мощностей и гарантирует доходы в течение всего срока действия контракта. По данным Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, за последние пять лет объем КЖЦ столицы составил 466,4 млрд рублей.

Действительно, ранее город использовал КЖЦ только в транспорте: приобретал подвижной состав для метрополитена, обновлял автобусный и трамвайный парки, закупал электробусы. Осенью этого года столица распространила опыт заключения КЖЦ на коммунальную сферу: подписала четыре контракта на 31,6 млрд рублей на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах и учреждениях соцсферы. Победители открытых конкурсов не только поставят Москве "умные" счетчики, но и будут заниматься их обслуживанием, обеспечивать работоспособность на протяжении всего технологического цикла.

Механизм КЖЦ поможет городу создать единую систему учета, сбора и передачи информации о потребленной тепловой энергии. Кроме того, счетчики, которые выработали свой ресурс, будут заменены на новые. Это позволит минимизировать случаи, когда плата за тепловую энергию рассчитывается по нормативам.

— Каковы перспективы таких контрактов: что еще планируете закупать в их рамках?

— Если говорить о ближайшем будущем, то скоро столица заключит КЖЦ в медицине и транспорте. Уже идет открытый конкурс на поставку и обслуживание в медучреждения Москвы 16 ангиографов. Победитель конкурса должен будет не только поставить городу медоборудование, но и обеспечивать в течение десяти лет его работоспособность, осуществлять техническое обслуживание и ремонт.

До конца этого года будут проведены электронные аукционы на поставку и сервис в совокупности еще 300 электробусов. Услуги по техобслуживанию машин будут оказываться в течение 15 лет с момента поставки первой партии. С 2021 года Москва планирует отказаться от закупок дизельных автобусов, полностью перейти на электробусы.

 

Источник: ТАСС

Читайте также
А.В. Прохоров
25 мая 2020
«Пандемия отразилась на каждом предприятии столицы»
А.В. Прохоров
Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
В.В. Ефимов
22 мая 2020
Владимир Ефимов: из московского бюджета на помощь пострадавшему бизнесу пойдет 60 млрд рублей
В.В. Ефимов
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
В.В. Ефимов
18 мая 2020
«Экономика Москвы чувствует себя лучше многих»
В.В. Ефимов
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
В.В. Ефимов
28 апреля 2020
Как Москва будет входить в график работы и кто останется на удаленке
В.В. Ефимов
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
В.В. Ефимов
15 апреля 2020
Заммэра Москвы: город выполнит социальные и контрактные обязательства
В.В. Ефимов
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
В.В. Ефимов
14 февраля 2020
Владимир Ефимов: Мы создаем новую экономику Москвы
В.В. Ефимов
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
А.В. Прохоров
21 февраля 2020
«Столица была и остаётся местом, куда вкладывают деньги»
А.В. Прохоров
Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
Л.В. Кострома
25 марта 2020
Директор Городского агентства управления инвестициями Москвы о сотрудничестве города и бизнеса
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
Л.В. Кострома
19 марта 2020
Леонид Кострома: Москва развивает транспорт за счет инвесторов
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
К.С. Пуртов
13 марта 2020
Кирилла Пуртова назначили на должность министра правительства Москвы
К.С. Пуртов
Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы