Инновации в сфере государственных закупок в городе Москве

30 января 2014

Г. И. Дегтев Мэром Москвы С.С.Собяниным изначально поставлена задача сделать систему городского заказа максимально прозрачной и эффективной.

В соответствии с поставленной задачей Департаментом города Москвы по конкурентной политике реализованы системные решения и внедрены эффективные практики, позволившие Москве стать сегодня мегаполисом современных закупочных практик.

Москва является лидером в Национальном рейтинге прозрачности закупок по итогам 2009 - 2013 годов, представляя Россию в Рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business, она обеспечила переход России со 120-го места в 2011 году на 93-е место в 2013 году (то есть на 27 позиций за два года).

За последние три года Правительством Москвы выполнен ряд кардинальных шагов по созданию новой городской системы закупок.

Прежде всего, в Москве реализован пилотный проект по формированию контрактной системы, позволивший еще на стадии разработки законопроекта о данной контрактной системе (ныне - 44-ФЗ) внедрить более 70% новаций, заложенных в данном законопроекте.

Так, был осуществлен переход от краткосрочного к среднесрочному планированию размещения госзаказа.

Введена двухуровневая система торгов (заказы 1-го и 2-го уровней; заказы 1-го уровня размещаются централизованно) и трехуровневая система согласования заявленных потребностей (рабочие группы ГРБС, Межведомственная рабочая группа, Мэр Москвы), позволившие обеспечить контроль за обоснованностью цен для 95% объема госзаказа. Усилен контроль за исполнением подрядчиками контрактных обязательств.

Благодаря этим новациям экономическая эффективность городской системы закупок на всех стадиях закупочного цикла по итогам 2013 года составила 25% (при объеме размещенного государственного заказа в 621, 3 млрд рублей), при этом:

- введение обоснования потребностей закупок и межведомственное согласование начальной максимальной цены дают снижение до объявления процедуры (до норм действующего 94-ФЗ) - не менее 12%;

- формализованный порядок размещения в форме электронного аукциона и конкурсные процедуры дают экономию не менее 11% от начальной максимальной цены;

- повышение контрактной дисциплины (обязательное применение штрафных санкций и неоплата некачественно выполняемых работ) позволяет на стадии исполнения договора экономить не менее 2%.

Для сравнения: в 2010 году доля торгов с единственным участником составляла более 35% (по Российской Федерации - 48%). Среднее количество поданных заявок - 3, допуск - не более 70% (в среднем - 2 заявки на лот). В 2013 году закупки у единственного поставщика составили в среднем 20% (по Российской Федерации - 46%), подается не менее 4,5 заявки на один лот, при допуске не менее 85% (на один лот - 4 заявки).

За счет реализации системного подхода к противодействию коррупции в сфере государственных закупок экономия бюджетных средств в 2013 году превысила 159,4 млрд рублей.

Сэкономленные средства направляются на развитие и социальные нужды города, поддержание всей городской бюджетной системы.

В Москве организованы и осуществляются общественный контроль и общественное обсуждение закупок (с 1 июня 2013 г. - от 500 млн до

1 млрд рублей). Здесь активно участвуют Общественный совет по развитию конкуренции в городе Москве (создан 11 октября 2010 г.) и другие общественные организации города.

В целях минимизации коррупционных рисков, связанных с человеческим фактором, в Москве создана система отбора, подготовки, оценки специалистов, их мотивации по результатам рейтинга эффективности и прозрачности государственных заказчиков, а также ротации членов конкурсных комиссий.

Так, Департаментом города Москвы по конкурентной политике совместно с кадровой службой города и Московским городским университетом управления Правительства Москвы реализованы три инновационных управленческих решения:

- опрос специалистов с применением полиграфа;

- прохождение ими специальных оценочных мероприятий в специально созданном Центре кадровой диагностики с внесением в реестр специалистов (при получении положительных оценок);

- регулярная профессиональная переподготовка или повышение квалификации.

По оценкам экспертов, применение полиграфа обеспечивает снижение риска негативного влияния человеческого фактора с 50 до 15%.

За прошедший период 2013 года тестирование на полиграфе прошли более 1300 специалистов (против 500 специалистов в 2012 году), а уровень ротации членов конкурсных комиссий составил 30%.

Прошли обучение более 3,5 тысячи специалистов.

В настоящее время в реестр специалистов, занятых в сфере государственных закупок, внесено более 1600 человек.

Для сравнения: в 2010 году в обеспечении государственных закупок города Москвы было задействовано более 5000 специалистов с очень разным уровнем подготовки.

В целях автоматизации процессов закупок в Москве создана и эффективно используется Единая автоматизированная система торгов города Москвы (ЕАИСТ).

Прорывным решением по развитию ЕАИСТ, на наш взгляд, является создание Портала поставщиков (при закупках малого объема), представляющего собой новую методологию и технологию взаимодействия государства и бизнеса и обеспечивающего:

- размещение оферт прямыми производителями товаров;

- рассылку приглашений на профильные торги по классификатору;

- предупреждение заказчиков о наличии поставщика в Реестре недобросовестных поставщиков;

- контроль завышения цен в офертах и предупреждение заказчиков по результатам контроля;

- заключение договоров в электронном виде и иные сервисы.

Создание Портала поставщиков вызвало взрывной интерес у малого и среднего бизнеса и позволило в 2013 году заключить более 200 тысяч контрактов общей стоимостью 13,1 млрд руб., причем 50 % от их объема составили закупки у субъектов малого предпринимательства.

Департаментом города Москвы по конкурентной политике при переходе на контрактную систему государственных закупок сделаны конкретные шаги («План 7 шагов»), позволяющие, опираясь на созданный инновационный задел, реализовать на практике все новации 44-ФЗ.

В числе таких шагов:

- актуализация нормативной базы Москвы;

- формирование единых требований к стандартизации закупок;

- формирование стандарта контрактных служб.

В Правительстве Москвы изданы необходимые правовые акты, обеспечивающие переход городской системы закупок к 44-ФЗ.

В целом Правительство Москвы сумело своевременно подготовиться к поэтапному внедрению с 1 января 2014 года в Российской Федерации новой контрактной системы.

Читайте также
В.В. Ефимов
22 февраля 2018
Владимир Ефимов раскрыл планы Москвы по «налогу на модернизацию»
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
В.В. Ефимов
15 февраля 2018
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы рассказал о том, как Москва зарабатывает и эффективно расходует
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Л.В. Кострома
28 января 2018
Мерами городской поддержки пользуются 76 предприятий
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы
Ликсутов Максим Станиславович
15 января 2018
М.С. Ликсутов: «Задачи любой ценой выписать штраф нет»
Ликсутов Максим Станиславович
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
М.Ш. Хуснуллин
30 декабря 2017
Марат Хуснуллин – о главных итогах и планах на 2018 год
М.Ш. Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Н.А. Сергунина
15 декабря 2017
Нам удалось создать комфортную среду для работы компаний любого масштаба
Н.А. Сергунина
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений