Инновации в сфере государственных закупок в городе Москве

30 января 2014

Г. И. Дегтев Мэром Москвы С.С.Собяниным изначально поставлена задача сделать систему городского заказа максимально прозрачной и эффективной.

В соответствии с поставленной задачей Департаментом города Москвы по конкурентной политике реализованы системные решения и внедрены эффективные практики, позволившие Москве стать сегодня мегаполисом современных закупочных практик.

Москва является лидером в Национальном рейтинге прозрачности закупок по итогам 2009 - 2013 годов, представляя Россию в Рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business, она обеспечила переход России со 120-го места в 2011 году на 93-е место в 2013 году (то есть на 27 позиций за два года).

За последние три года Правительством Москвы выполнен ряд кардинальных шагов по созданию новой городской системы закупок.

Прежде всего, в Москве реализован пилотный проект по формированию контрактной системы, позволивший еще на стадии разработки законопроекта о данной контрактной системе (ныне - 44-ФЗ) внедрить более 70% новаций, заложенных в данном законопроекте.

Так, был осуществлен переход от краткосрочного к среднесрочному планированию размещения госзаказа.

Введена двухуровневая система торгов (заказы 1-го и 2-го уровней; заказы 1-го уровня размещаются централизованно) и трехуровневая система согласования заявленных потребностей (рабочие группы ГРБС, Межведомственная рабочая группа, Мэр Москвы), позволившие обеспечить контроль за обоснованностью цен для 95% объема госзаказа. Усилен контроль за исполнением подрядчиками контрактных обязательств.

Благодаря этим новациям экономическая эффективность городской системы закупок на всех стадиях закупочного цикла по итогам 2013 года составила 25% (при объеме размещенного государственного заказа в 621, 3 млрд рублей), при этом:

- введение обоснования потребностей закупок и межведомственное согласование начальной максимальной цены дают снижение до объявления процедуры (до норм действующего 94-ФЗ) - не менее 12%;

- формализованный порядок размещения в форме электронного аукциона и конкурсные процедуры дают экономию не менее 11% от начальной максимальной цены;

- повышение контрактной дисциплины (обязательное применение штрафных санкций и неоплата некачественно выполняемых работ) позволяет на стадии исполнения договора экономить не менее 2%.

Для сравнения: в 2010 году доля торгов с единственным участником составляла более 35% (по Российской Федерации - 48%). Среднее количество поданных заявок - 3, допуск - не более 70% (в среднем - 2 заявки на лот). В 2013 году закупки у единственного поставщика составили в среднем 20% (по Российской Федерации - 46%), подается не менее 4,5 заявки на один лот, при допуске не менее 85% (на один лот - 4 заявки).

За счет реализации системного подхода к противодействию коррупции в сфере государственных закупок экономия бюджетных средств в 2013 году превысила 159,4 млрд рублей.

Сэкономленные средства направляются на развитие и социальные нужды города, поддержание всей городской бюджетной системы.

В Москве организованы и осуществляются общественный контроль и общественное обсуждение закупок (с 1 июня 2013 г. - от 500 млн до

1 млрд рублей). Здесь активно участвуют Общественный совет по развитию конкуренции в городе Москве (создан 11 октября 2010 г.) и другие общественные организации города.

В целях минимизации коррупционных рисков, связанных с человеческим фактором, в Москве создана система отбора, подготовки, оценки специалистов, их мотивации по результатам рейтинга эффективности и прозрачности государственных заказчиков, а также ротации членов конкурсных комиссий.

Так, Департаментом города Москвы по конкурентной политике совместно с кадровой службой города и Московским городским университетом управления Правительства Москвы реализованы три инновационных управленческих решения:

- опрос специалистов с применением полиграфа;

- прохождение ими специальных оценочных мероприятий в специально созданном Центре кадровой диагностики с внесением в реестр специалистов (при получении положительных оценок);

- регулярная профессиональная переподготовка или повышение квалификации.

По оценкам экспертов, применение полиграфа обеспечивает снижение риска негативного влияния человеческого фактора с 50 до 15%.

За прошедший период 2013 года тестирование на полиграфе прошли более 1300 специалистов (против 500 специалистов в 2012 году), а уровень ротации членов конкурсных комиссий составил 30%.

Прошли обучение более 3,5 тысячи специалистов.

В настоящее время в реестр специалистов, занятых в сфере государственных закупок, внесено более 1600 человек.

Для сравнения: в 2010 году в обеспечении государственных закупок города Москвы было задействовано более 5000 специалистов с очень разным уровнем подготовки.

В целях автоматизации процессов закупок в Москве создана и эффективно используется Единая автоматизированная система торгов города Москвы (ЕАИСТ).

Прорывным решением по развитию ЕАИСТ, на наш взгляд, является создание Портала поставщиков (при закупках малого объема), представляющего собой новую методологию и технологию взаимодействия государства и бизнеса и обеспечивающего:

- размещение оферт прямыми производителями товаров;

- рассылку приглашений на профильные торги по классификатору;

- предупреждение заказчиков о наличии поставщика в Реестре недобросовестных поставщиков;

- контроль завышения цен в офертах и предупреждение заказчиков по результатам контроля;

- заключение договоров в электронном виде и иные сервисы.

Создание Портала поставщиков вызвало взрывной интерес у малого и среднего бизнеса и позволило в 2013 году заключить более 200 тысяч контрактов общей стоимостью 13,1 млрд руб., причем 50 % от их объема составили закупки у субъектов малого предпринимательства.

Департаментом города Москвы по конкурентной политике при переходе на контрактную систему государственных закупок сделаны конкретные шаги («План 7 шагов»), позволяющие, опираясь на созданный инновационный задел, реализовать на практике все новации 44-ФЗ.

В числе таких шагов:

- актуализация нормативной базы Москвы;

- формирование единых требований к стандартизации закупок;

- формирование стандарта контрактных служб.

В Правительстве Москвы изданы необходимые правовые акты, обеспечивающие переход городской системы закупок к 44-ФЗ.

В целом Правительство Москвы сумело своевременно подготовиться к поэтапному внедрению с 1 января 2014 года в Российской Федерации новой контрактной системы.

Читайте также
Н.А. Сергунина
25 мая 2018
«Причина успеха — продуманная экономическая политика»
Н.А. Сергунина
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
А.А. Фурсин
23 мая 2018
Алексей Фурсин: зарубежных инвесторов в Москве интересует выгода, а не политика
А.А. Фурсин
Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
В.В. Ефимов
22 февраля 2018
Владимир Ефимов раскрыл планы Москвы по «налогу на модернизацию»
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
В.В. Ефимов
15 февраля 2018
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы рассказал о том, как Москва зарабатывает и эффективно расходует
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Л.В. Кострома
28 января 2018
Мерами городской поддержки пользуются 76 предприятий
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы