Востребованность. Высококонкурентность. Популярность

20 апреля 2015

Такими чертами, по мнению главы Департамент города Москвы по конкурентной политике Геннадия Дёгтева, обладает государственный и городской заказ

Антикризисный план Правительства Москвы, посвященный обеспечению устойчивого развития экономики мегаполиса и социальной стабильности, утвержден 10 февраля 2015 года. Какая роль в нем отведена закупкам и почему городской заказ можно считать важнейшим инструментом развития экономики столицы, - на эти и другие вопросы отвечает в эксклюзивном интервью нашему журналу глава Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев.

- Геннадий Валентинович, недавно состоялось важнейшее мероприятие для всех участников госзакупок в России - форум-выставка «Госзаказ-2015 - За честные закупки». Было видно, что форум прошел очень скромно. Сказалось ли это на результатах выставки?

- Для нас было важно, что выставка состоялась на ВДНХ, поскольку сейчас там выстраивается центр деловой активности столицы.

На этот раз форум поменял идеологию и проходил под эгидой Общероссийского народного фронта «За честные закупки ». Важно было показать, что представляет собой общественный контроль в госзаказе, и это организаторам вполне удалось. Департаменту города Москвы по конкурентной политике не было необходимости представлять себя широко, потому что на ВДНХ есть постоянно действующая экспозиция «Биржа торгов». На ней - все инструменты государственного и муниципального заказа, методология процессов и процедур размещения заказа. Кроме того, на «Бирже» есть возможность проконсультироваться на любую тему торгов, пройти бесплатное обучение, получить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

- В том числе и возможность сориентироваться в многообразии предложений по закупкам и инвестиционным торгам?

- Да, на «Бирже» работают наши эксперты и представители действующих аккредитованных электронных торговых площадок, которые помогут найти всю необходимую информацию. Ведь на Общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru 1850 лотов - предложений для поставщиков на сумму свыше 17 млрд руб., а на Всероссийском инвестиционном портале -более 1 тыс. предложений на сумму 11,5 млрд руб. Сориентироваться в таком многообразии предложений не просто. Так вот «Биржа» как раз и является компасом потенциальных поставщиков или инвесторов, здесь они могут найти для себя оптимальный лот с помощью наших консультантов-экспертов. И не важно, что вы хотите купить - небольшой торговый киоск площадью 5 кв. м или крупный лот на 500 кв. м. Эксперты «Биржи» с помощью поисковой информационной системы смогут не только оперативно выбрать нужный лот, что сэкономит время, но и расскажут, как внести задаток и принять участие в торгах.

К «Бирже» на выставке «Госзаказ-2015» нам удалось привлечь внимание многих заинтересованных лиц: профессиональных спикеров и экспертов госзаказа и всем показать, в том числе представителям регионов, что такое логика биржи торгов. В частности, «Биржа» вызвала большой интерес у представителей «Сбербанка-АСТ». Для нас это было очень важно.

- Вернемся к самой выставке. Как вы оцениваете ее итоги?

- Любая выставка преследует, как минимум, три основные цели.

Во-первых, производитель представляет продукцию госзаказчикам; во-вторых, эксперты рынка госзакупок рассказывают о методологии процессов размещения государственного и муниципального заказа, вместе с тем проводят обучение и дают методические рекомендации участникам выставки; в-третьих, это разбор ошибок, допущенных в процессе размещения заказа, на круглых столах для специалистов. Работа по всем этим направлениям прошла хорошо, поэтому, убежден, выставка и в этом году была успешной.

Подводя итоги сказанному, отмечу следующее: приход «Госзаказа » на ВДНХ - это, во-первых, сигнал к тому, что ВДНХ возрождается как выставка достижений народного хозяйства. Во-вторых, Общероссийский народный фронт показал всем, что общественный контроль госзаказа - это не формальные функции, присущие общественной организации, а работа экспертного сообщества на хорошем профессиональном уровне. В-третьих, было важно обсудить острые и конкретные законодательные нормы контрактной системы, ФЗ-223 с профессиональным сообществом, которое может выдвинуть любые предложения по совершенствованию законодательства о закупках. И это сделать удалось: диалог получился оживленным и конструктивным.

Полагаю, что скромность проведения выставки вряд ли отражает какие-либо изменения в стране, скорее показывает, что смена формата не умаляет содержания самого мероприятия.

- На «Госзаказе» много внимания уделялось малому бизнесу...

- Да, на форуме мы проводили семинар, посвященный малому бизнесу, тем, кто уже в этом году смог принять участие в госзаказе, получить и исполнить контракт. Проанализировав эти примеры, пришли к выводу: бизнес есть, он заинтересован в своем развитии, для чего имеются все доступные инструменты. Благодаря семинару стало ясно, какой портфель госзаказа в денежном выражении получат субъекты малого предпринимательства в 2015 году. Если в 2014 году этот портфель в столице вмещал около 40 млрд руб., то в этом году мы оцениваем его на 20 млрд руб. больше. Способствует увеличению объема малого бизнеса в госзаказе норма, внесенная в ФЗ-223: в торгах корпоративного сектора доля СМП должна составлять не менее 5%. Благодаря выставке создан вполне ясный и понятный план действий на текущий год. Более того, выяснилось, что такие простые и понятные инструменты, как, например, Портал поставщиков, востребованы у профессионалов и применяются на практике. Приведу несколько цифр: на портале зарегистрировано более 1 млн оферт, 32 тыс. участников, за время работы ресурса заключено более 500 тыс. контрактов.

- Как вы считаете, реально ли достичь доли участия малого и среднего бизнеса в госзакупках - не менее 15%?

- Уверен, абсолютно реально. Судите сами. За январь и февраль 2015 года объем закупок у СМП вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2 раза - с 0,6 млрд до 1,2 млрд руб., а количество лотов - с 450 до 901, то есть также в 2 раза. Одновременно возросло качество участия малых предприятий в закупках. Если в прошлом году из пяти поданных заявок допускались в среднем 2,6, то в этом - 3,1.

Такие показатели позволяют рассчитывать экономический эффект и даже деятельность Портала поставщиков, который представляет собой, по сути, небольшой электронный магазин. Его главное преимущество в том, что здесь есть все закупки, которые можно найти на Общероссийском официальном сайте (ООС). Видно, что этим очень активно пользуются заказчики. Сегодня на портале создана опция «Приглашение», что помогает заказчику лично пригласить интересующего его поставщика, за счет чего устанавливается диалог между участниками закупок.

- Значит, проект Портала поставщиков состоялся?

- Уверен, что состоялся и, как отметил, уже активно работает. Теперь планируем его дальнейшее развитие - скоро появится новая информационная платформа. Этот проект начинался с закупок малого объема, а сегодня стал важным инструментом для бизнеса.

- Госзаказ считается одним из инструментов развития экономики. В конце года Правительством РФ принят антикризисный план. Как этот документ отразился на госзаказе? Оцените итоги размещения госзаказа в Москве за 2014 год.

- Государственный и городской заказ всегда был, есть и будет очень востребованным, высококонкурентным и популярным сегментом рынка. В декабре 2014 года Правительство России путем принятия антикризисного плана внесло изменения, касающиеся трех основных направлений деятельности в сфере размещения госзаказа: во-первых, индексации цен контрактов, связанных с курсовой разницей валют, - теперь это право всецело принадлежит поставщику, а не заказчику; во-вторых, отмена определенных случаев поручительства, если закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства (СМП) или в торгах участвует бюджетное автономное учреждение; в-третьих, для малого бизнеса снижен порог обеспечения заявки на участие в торгах до 2%. Недавно совместно с Натальей Сергуниной, заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, мы, как руководители направления по контролю за исполнением антикризисного плана, внесли свои предложения о создании единых условий, связанных с участием СМП в госзаказе. В документе принят дифференцированный коэффициент для участия СМП в госзаказе. Его размер составляет от 1 до 3%. Если количество заключенных контрактов более 10%, то этот коэффициент не учитывается. Такие показатели применены с учетом опыта предыдущих лет. Уверен, что комплекс мероприятий, проведенный с Правительством Москвы, необходим участникам размещения государственного и муниципального заказов. Надеемся, что рис ки и поставщиков и заказчиков снижены и оптимизированы, а также защищены нормативными регуляторами.

Что касается объема закупок, размещенных органами власти Москвы в 2014 году, то он составил 66,7 тыс. лотов на сумму 560,5 млрд руб. При этом, по итогам проведенных конкурсных процедур, общая стоимость контрактов на выполнение госзаказов составила 287,1 млрд руб. На выполнение работ по каждому контракту в среднем было подано по 4 заявки, что выше аналогичного показателя 2013 года, когда на исполнение госзаказа претендовали по 3 потенциальных исполнителя.

- Москва - город с очень высоким уровнем деловой активности, поэтому, думаю, нелегко обеспечить эффективность городской системы госзаказа. Труднее ли достичь конкуренции и прозрачности в сфере госзакупок в мегаполисе по сравнению со среднестатистическим российским городом?

- Полагаю, что нет, от размера города прозрачность и открытость торгов не зависит. Она зависит от регуляторов закупок, государственного контроля, общественного контроля, четкого исполнения требований законодательства. Конкурентность и прозрачность следует оценивать по количеству участников торгов, количеству торгов с единственным поставщиком. Это наиболее объективные показатели. Недавно прошли торги, где на один лот претендовал 21 участник! Вот настоящая конкуренция. В среднем по итогам 2014 года конкуренция составила 4-5 участников на один лот. Прозрачность и конкурентность мы оцениваем еще и по количеству жалоб, поступающих в ФАС России и его территориальные органы.

- Как вы охарактеризовали бы ваше взаимодействие с УФАС Москвы? Возможны ли какие-то противоречия, если - да, то какие?

- С антимонопольной службой у нас сложились конструктивные рабочие взаимоотношения. Так, сотрудники УФАС входят в состав межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности заявленных потребностей. Кроме того, общими усилиями Департамент по конкурентной политике и антимонопольная служба доводят до городских заказчиков основные аспекты правоприменительной практики в сфере госзакупок. В 2013 году контролирующие органы в сфере закупок рассмотрели жалобы и провели внеплановые проверки в отношении 407 процедур торгов первого уровня, или 29,3% от общего числа процедур. В течение 2014 года эта цифра была немного больше и составила 425 случая проверки.

По данным коллегии УФАС, большинство жалоб связаны с обучением персонала. Перечень вопросов, по которым подают жалобы, минимален.

- И все же, на что жалуются?

- Основные ошибки связаны с неверно выбранными кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг. Неверно заполняются первые и вторые части заявок. Эти издержки иллюстрируют нам только одно: закупки следует стандартизировать, что позволит заказчику в дальнейшем избежать досадных ошибок, которые у некоторых граждан рождают коррупционные подозрения в отношении тех или иных заказчиков.

Когда мы занялись планированием закупок на текущий год и в процессе работы выяснялось, что городской заказчик не может обосновать начальную максимальную цену контракта, эту закупку исключали из плана. Типизация тендерной документации позволяла избегать заранее многих ошибок. Эффект был потрясающий и превзошел все наши ожидания. Теперь мы оцениваем работу контрактных служб по более широким показателям: как планировались закупки, как они обосновывались, от каких закупок пришлось отказаться, все ли пункты контракта были исполнены сторонами договора, были ли расторжения односторонние или по соглашению сторон и проч. Полагаю, что работа в условиях контрактной системы в 2015 году будет очень показательной и для бизнеса, и для профессионального сообщества, она покажет, насколько идея создания профессиональной контрактной службы себя оправдает.

Ранее было так: одни работники отвечали за план закупочной деятельности, другие - за исполнение контракта, третьи - за его сдачу-приемку. Теперь ситуация изменится: формируются единые кадровые контрактные подразделения, которое будут отвечать за все этапы размещения заказа. Более того, мы сегодня уже четко понимаем, сколько людей способны профессионально исполнять свои функции, применять специальное образование и опыт.

- Есть мнение, что системе госзаказа не хватает квалифицированных специалистов. Так ли это на самом деле? Каким образом решается вопрос подготовки кадров, ведь до недавнего времени такой специальности не было? Должен ли специалист по закупкам обладать какими-то особенными качествами?

- Квалифицированных специалистов для работы в сфере госзаказа готовят в Университете управления Правительства Москвы, который выпускает магистров с возможностью прохождения аспирантуры и дополнительных профессиональных программ. К последним относятся: управление государственными и муниципальными закупками; контрактная система в сфере закупок; контрактная система в сфере закупок: актуальные изменения; практика осуществления закупок; аукцион в электронной форме: документационное обеспечение; порядок организации и проведения с использованием Единой автоматизированной информационной системы торгов (ЕАИСТ) города Москвы.

При подборе специалистов в Департаменте по конкурентной политике отдают предпочтение кандидатам, имеющим профильное образование, опыт работы и успешно прошедшим опрос с применением полиграфа.

- Известно, что одним из эффективных методов проверки на прочность кадров, занятых в сфере госзаказа, является полиграф. Сколько сотрудников в прошлом году проходили тестирование и каковы его результаты? Насколько эффективно применение таких тестов?

- В 2014 году проверку на полиграфе прошли 1055 чиновников. Всего за четыре года с помощью полиграфа проверили более 3 тыс. государственных служащих столицы. Заявок на прохождение процедуры поступило более чем на тысячу сотрудников из числа членов закупочных комиссий, контрактных служб и кандидатов для назначения или переназначения на должности глав управ районов.

Эффект от применения полиграфа оценили руководители многих государственных структур Москвы, поэтому тестирование стало частью обязательной программы по профилактике коррупции при поступлении на работу или назначении на должность.

Ни один руководитель контрактной службы не может быть назначен без прохождения процедуры полиграфа.

Нужно сказать, что благодаря проверочным мероприятиям уровень коррупции в органах исполнительной власти значительно снизился. Так, в 2013 году в неблагонадежную «красную зону» попали 35-40% опрошенных, а уже в следующем - только 14%.

В 2015 году полиграф пройдут более полутора тысяч государственных служащих Москвы. Проверка ведется в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 244.

- Столичный городской заказ находится в постоянном развитии, и поскольку речь идет об экономии бюджета, то конкуренция и прозрачность закупок - важнейшие для этого условия. Как межведомственный контроль на всех стадиях закупочного цикла способствует этому?

- Благодаря системной работе, несмотря на нестабильный курс доллара и евро в конце 2014 года, был сохранен высокий уровень эффективности проводимых закупок - экономия на всех этапах закупочного цикла в 2014 году составила более 30%. При этом был отмечен рост уровня экономии в сфере госзакупок по сравнению с первым полугодием 2014 года на 4,6%.

- Судя по тому, что Москва находится на первом месте в рейтинге прозрачности закупок, у нас здесь все благополучно?

- Прозрачность закупок обеспечивается благодаря тому, что каждый главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС), руководитель комплекса, департамента, комитета несет в столице персональную ответственность. И даже если в структуре предприятия есть профессиональное контрактное структурное подразделение, все равно эта синергия оценивается исключительно одним показателем - эффективностью использования бюджетных средств.

- Чтобы этого добиться, мало продекларировать цель, нужно еще и проконтролировать, как она исполняется. Департамент города Москвы по конкурентной политике постоянно мониторит закупки в Москве. Какие самые распространенные нарушения фиксируются при этом?

- Департамент города Москвы по конкурентной политике мо-ниторит рынок городских закупок. Причем ежедневно, в рамках исполнения поручений Мэра. К выявленным нарушениям можно отнести некорректно сформированную начальную максимальную цену контракта. Возникают нередко вопросы по завышению цены закупки по транспорту, мебели, оборудованию, проведению ремонтных работ и т.д. При проверке закупок учитывается существующий запрет Правительства Москвы на приобретение товаров повышенной комфортности. Кроме этих нарушений фиксируем и другие. Есть случаи, когда заказчики отклоняют заявки участника без указания в протоколе рассмотрения заявок положений документации поставщика, которым не соответствует поданная заявка на участие. Бывает, что заказчики отказывают в допуске к участию в аукционе на основании непредставления в заявке поставщика конкретных характеристик при отсутствии в аукционной документации требований о предоставлении таких характеристик. Порой заказчик допускает технические ошибки в документации или устанавливает требования, которым соответствует товар единственного производителя, что ограничивает круг участников закупки. Еще одно нарушение - установление минимальных или максимальных показателей к закупаемым товарам и сырью, которые не влияют на потребительские характеристики закупаемых товаров и услуг. Нередки случаи, когда документация закупки и ее приложения публикуются в графическом формате, что мешает найти и скопировать материалы.

Какое бы нарушение ни было выявлено, по итогам мониторинга регулярно составляется отчет для Штаба Правительства Москвы. Подчеркну: наши замечания всегда учитываются, вплоть до отмены закупок. Очень внимательно относимся к сигналам, полученным от народных контролеров.

- Назовите, пожалуйста, показатели, которые характеризуют уровень развития городского заказа.

- Это количество торгов с единственным поставщиком: в Москве оно чуть меньше 6%, а общее снижение на торгах по госзаказу в 2014 году - 10, 6%. Теперь мы оцениваем эффективность закупок и по другим показателям: это весь цикл от планирования, размещения и исполнения городского заказа. И эффективность такого цикла в 2014 году составила около 30%.

Надеемся, что в текущем году, из-за новых экономических условий, этот процентный показатель не станет меньше прошлогоднего.

- Насколько сегодня «Библиотека контрактов» удовлетворяет нужды участников закупок? Утвержденные в ней формы контрактов носят рекомендательный или обязательный характер для заказчиков?

- Согласно пункту 3.1.7 Положения о системе закупок столицы, заказчики Москвы формируют проекты контрактов с помощью Единой информационной системы торгов города (ЕАИСТ) в электронной форме, включая отраслевые особенности, внесенные в структуру «Библиотеки контрактов» ЕАИСТ и определенные Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Это означает, что формы контрактов, размещенные в ЕАИСТ, носят обязательный характер. При этом сама система достаточно гибкая, поскольку позволяет оперативно вносить изменения в связи с меняющимся законодательством в сфере закупок, минимизируя коррупционные риски и пресекая нарушения в контрактной документации антимонопольного законодательства. После завершения работы по типизации предметов закупок и утверждения типовых технических заданий в «Библиотеке контрактов» останутся лишь контракты по основным направлениям закупок, к которым относятся товары, работы и услуги, а также отдельные виды обязательств со специфическими условиями исполнения. К таковым относятся лизинг, аренда и проч.

- Какие проекты, реализованные или получившие развитие в прошлом году, вы отметили бы как самые яркие и эффективные?

В качестве примера можно привести конкурсы по реставрации объектов культурного наследия: Дом-музей Есенина, усадьба фабриканта Шибаева, театр «Эрмитаж», четыре храма в За-рядье, Храм Троицы Живоначальной иконы Божией Матери «Трех радостей» на Грязех у Покровских ворот, церковь Михаила и Федора Черниговских.

- Как вы оцениваете собственную работу в качестве руководителя Департамента Москвы по конкурентной политике?

- Как руководитель, я всегда ставлю высокие профессиональные задачи для себя и своих коллег, и это позволяет добиваться хороших результатов в системе горзаказа. Один из них - снижение количества тендеров с участием единственного поставщика до 6%. Это важнейшая оценка уровня конкуренции. Раньше этот показатель был в разы выше! И второй очень важный показатель нашей работы - как воспринимает нас бизнес.

Показательный пример - выставка «Госзаказ-2015». В этом году наш стенд стал более деловым, а не скромным, как многие отмечали. На нем было установлено больше деловых контактов, и во многом благодаря деловой площадке «Биржа торгов», то есть интерес к столичному опыту закупок со стороны коллег из регионов сохраняется на высоком уровне.

Источник: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Читайте также
Н.А. Сергунина
25 мая 2018
«Причина успеха — продуманная экономическая политика»
Н.А. Сергунина
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
А.А. Фурсин
23 мая 2018
Алексей Фурсин: зарубежных инвесторов в Москве интересует выгода, а не политика
А.А. Фурсин
Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
В.В. Ефимов
22 февраля 2018
Владимир Ефимов раскрыл планы Москвы по «налогу на модернизацию»
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
В.В. Ефимов
15 февраля 2018
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы рассказал о том, как Москва зарабатывает и эффективно расходует
В.В. Ефимов
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
Л.В. Кострома
28 января 2018
Мерами городской поддержки пользуются 76 предприятий
Л.В. Кострома
Директор Городского агентства управления инвестициями при Правительстве Москвы