Подробнее об ОРВ и ОФВ

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год


Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных правовых актов и их проектов – новый механизм, направленный на улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в городе Москве. Порядок проведения ОРВ закреплен постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2014 г. № 99-ПП «Об оценке регулирующего воздействия при подготовке проектов нормативных правовых актов Правительства Москвы и оценке фактического воздействия нормативных правовых актов Правительства Москвы».

Оценкой регулирующего воздействия (ОРВ) называется оценка проектов нормативных правовых актов. Оценка фактического воздействия (ОФВ) осуществляется спустя определенное время после вступления нормативного правового акта в силу.

Оценка регулирующего воздействия проектов актов направлена на то, чтобы выбрать из различных возможных вариантов регулирования наилучший на основании анализа альтернативных вариантов регулирования и их ожидаемых положительных и отрицательных последствий. Особое внимание уделяется выявлению в проекте акта положений, которые вводят или способствуют введению избыточных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, могут привести к возникновению необоснованных расходов данных субъектов и/или бюджета города Москвы.

Основные цели оценки фактического воздействия – определить, достигнуты ли заявленные цели регулирования, каковы издержки различных групп, связанные с введением регулирования, есть ли необходимость изменить регулирование так, чтобы обеспечить лучший баланс выгод и издержек.

 

Последовательность процедур ОРВ и ОФВ:

 

1. Орган исполнительной власти города Москвы (далее – ОИВ г. Москвы) публикует на сайте:

  • уведомление о проведении ОРВ или ОФВ и публичных консультаций;
  • проект нормативного правового акта или концепции регулирования (для ОРВ);
  • справочные информационно-аналитические материалы, опросник.
2. Проводятся публичные консультации (далее – ПК).

 

Любые заинтересованные лица (предприниматели, граждане, представители бизнес-ассоциаций, ассоциаций потребителей и т.д.) могут представить органам власти, ответственным за проведение оценки, свои предложения по изменению действующего акта и/или проекта акта. Предложения могут направляться ответственному лицу как в свободной форме, так и в виде ответов на вопросы публичных консультаций, собранных в опроснике. Помимо публичного обсуждения с использованием сети Интернет возможны и другие формы проведения ПК – круглые столы, фокус-группы, прямое обращение к бизнес-ассоциациям и др.

 

3. По итогам публичных консультаций орган, проводящий ОРВ или ОФВ, составляет сводку предложений.

 

В нее должны быть включены все поступившие предложения, а также обоснованная позиция ОИВ г. Москвы по каждому из них (принять, принять частично, отклонить).

 

4. Готовится сводный отчет об ОРВ или ОФВ.

 

В отчете об ОФВ:

 

  • определяются основные группы, интересы которых затрагиваются установленным регулированием, дается оценка количества субъектов в каждой группе;
  • оценивается, позволило ли регулирование решить проблему, на преодоление которой оно было направлено;
  • оцениваются фактические расходы групп, интересы которых затрагиваются регулированием, а также бюджетные расходы;
  • анализируются фактические положительные и отрицательные последствия регулирования;
  • проводится сопоставление издержек и выгод от введенного регулирования;
  • делается вывод о том, оставить ли нормативный правовой акт неизменным, внести в него изменения или отменить.
В отчете об ОРВ ОИВ г. Москвы:

 

  • выявляет проблему, на решение которой направлено предлагаемое регулирование;
  • определяет цель (цели) регулирования (соответствующие проблеме);
  • определяет возможные способы достижения поставленной цели – конкретные инструменты регулирования;
  • выявляет основные группы субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых затрагиваются рассматриваемым регулированием, проводит оценку количества таких субъектов и его динамики;
  • оценивает ожидаемые издержки и выгоды групп, интересы которых затрагиваются регулированием, при выборе различных способов достижения цели;
  • проводит оценку ожидаемых положительных и отрицательных последствий различных способов достижения цели;
  • обосновывает выбор предпочтительного способа регулирования (закрепляемого в проекте нормативного правового акта или концепции нормативного правового регулирования);
  • определяет конкретные измеримые результаты регулирования;
  • определяет методы контроля эффективности достижения цели регулирования, установленного нормативным правовым актом города Москвы, организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий с указанием соответствующих расходов бюджета города Москвы.
5. Сводный отчет об ОРВ (ОФВ) размещается на сайте и направляется в Департамент экономической политики и развития города Москвы для подготовки итогового заключения об ОРВ (ОФВ). 

 

В заключении Департамент экономической политики и развития города Москвы делает выводы о соблюдении ответственным органом установленного порядка проведения ОРВ (ОФВ), об обоснованности и полноте информации, содержащейся в сводном отчете, и, главное, об обоснованности выбора способа регулирования, предложенного разработчиком. При необходимости Департамент экономической политики и развития города Москвы может провести дополнительные публичные консультации. Заключение также размещается на сайте.

 

6. Сводный отчет об ОРВ и заключение на отчет об ОРВ включается в пакет документов по проекту нормативного правового акта, поступающего на рассмотрение в Правительство Москвы.

 

Заключение на отчет об ОФВ направляется в ОИВ г. Москвы, проводивший оценку, после чего ОИВ в 10-дневный срок принимает решение о внесении изменений, отмене, признании утратившим силу или сохранении нормативного правового акта Правительства Москвы в редакции, действующей на момент оценки фактического воздействия.
Принятое решение в 5-дневный срок публикуется на сайте.
В ближайшее время на нашем портале появится информация о публичных консультациях, проводимых в 2014 году.

 

В качестве первоочередных выбраны 6 актов разнообразной тематики:

 

  • вопросы возмещения затрат, понесенных инвесторами в рамках реализации инвестиционных проектов;
  • арендные отношения с частными образовательными организациями (детские сады);
  • развитие системы предоставления населению медицинских услуг медицинскими организациями частной системы здравоохранения и индивидуальными предпринимателями;
  • распределение и предоставление субсидий из бюджета г. Москвы для поддержки малого и среднего бизнеса;
  • распределение и предоставление субсидий из бюджета г. Москвы организациям на обучение сотрудников;
  • развитие конкуренции в городе Москве через работу Общественного совета по развитию конкуренции.

Полная информация по перечню актов «ОРВ-2014»

 

ГОРОД БИЗНЕС

В отсутствие механизма оценки регулирующего воздействия (ОРВ) 

- Утверждает регулирование без дополнительных издержек на общение с бизнесом

- Не нужно тратить время и ресурсы на обсуждения

- Несет риски неприятия регулирования бизнесом (неисполнения требований, ухода в «тень»)

- Интересы бизнеса не учитываются в полном объеме

- Бизнесу, особенно малому, трудно донести свое мнение до регулятора

- Нет открытой информации о предстоящих изменениях (при этом ряд организаций может иметь преимущества в обладании данными сведениями)

- Необходимо подстраиваться к изменениям в регулировании в крайне короткие сроки


При наличии оценки регулирующего воздействия (ОРВ)
 

- Фактические данные от бизнеса, необходимые для более объективной оценки

- Информация о характере восприятия проекта/инициативы бизнесом

- Возможность сконструировать регулирование таким образом, чтобы бизнес не «отлынивал» от исполнения требований

- Повышение качества регулирования

- Возможность донести свое мнение до органов государственной власти

- Исключение из нормативных актов положений, создающих избыточные ограничения и издержки для бизнеса

- Предсказуемость изменений, возможность подстроиться под них заранее

- Повышение открытости деятельности органов власти

- Издержки по взаимодействию с бизнесом и учету полученных мнений

- Время и ресурсы на формирование предложений в рамках публичных консультаций