За чужой счет: столица привлекает инвесторов в сферу транспорта


Правительство Москвы считает канатные дороги и электробусы перспективными видами общественного транспорта, которые можно развивать с помощью частных инвестиций. Об этом заявил заместитель директора Городского агентства управления инвестициями (ГАУИ) Артем Барашев в рамках форума «Транспортная инфраструктура России».

На экспертной сессии «Городской транспорт: частные инвесторы, умные технологии, перспективные направления» представители Правительства столицы, крупных российских и международных компаний и региональных министерств обсудили потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП) в развитии пассажирского транспорта и «инновации» городского транспорта, реализуемые на принципах ГЧП.

Как рассказал Артем Барашев, Москва активно вовлекает бизнес в решение общегородских задач. Объем контрактов столицы по проектам ГЧП с 2013 года по сентябрь 2019-го превысил 900 млрд рублей – большая часть из них приходится на сферу транспорта.

Новым транспортным ГЧП-проектом Москвы является создание канатной дороги между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Ее протяженность составит 2,3 км, предполагаемый пассажиропоток – до 19 тыс. человек в сутки. Объект будет интегрирован в транспортную сеть в рамках городской билетной системы. Оплачивать проезд можно будет картой «Тройка» – цена регулярной поездки не превысит 55 рублей. Реализация проекта значительно сократит время горожан в пути между двумя районами Москвы, разделенными Химкинским водохранилищем, – с 45 минут до 7. Помимо этого, канатная дорога разгрузит общественный транспорт и улично-дорожную сеть.

Объем частных инвестиций в строительство нового транспортного объекта составит порядка 3,2 млрд рублей. Проект концессионного соглашения не предполагает бюджетных затрат ни на стадии строительства, ни в процессе эксплуатации канатной дороги. После запуска она будет принадлежать городу на праве собственности. В конце октября завершится открытый конкурс, с победителем которого будет заключено концессионное соглашение на 25 лет.

«Мы считаем «канатки» перспективным видом городского общественного транспорта: они экологичны, так как отсутствуют вредные выбросы в атмосферу, почти бесшумно работают, занимают меньше земли, чем автодороги или рельсы для наземного общественного транспорта, не требуют масштабного освобождения территорий, – пояснил в свою очередь директор ГАУИ Леонид Кострома. – На данный момент Правительство Москвы прорабатывает варианты создания еще восьми канатных дорог, которые помогут решить транспортные задачи в различных районах столицы. В городе будет построен почти 21 км новых канатных дорог, прогнозируемый пассажиропоток на них превысит 86 тыс. человек в сутки, улучшится транспортное обслуживание для 1,6 млн жителей 16 районов Москвы. Всего в городе будет функционировать 10 линий (с учетом уже действующей канатной дороги в Лужниках)».

Посредством ГЧП Москва переходит на новый вид транспорта – электробусы. Для этого столица заключает контракты жизненного цикла (КЖЦ), которые предусматривают приобретение товара с дальнейшим обслуживанием и ремонтом со стороны поставщика в течение всего жизненного цикла. Город уже заключил три КЖЦ на общую сумму 19,3 млрд рублей на закупку и последующее обслуживание 300 электробусов и 98 зарядных станций к ним. Исполнителями по контрактам выбраны ПАО «КамАЗ» и группа «ГАЗ». В этом году будет объявлено еще 3 аукциона на поставку и сервис в совокупности 300 электробусов. С 2021 года Москва планирует отказаться от закупок дизельных автобусов.

Основными преимуществами электробусов являются повышенная производительность и надежность по сравнению с транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания, экологичность (отсутствие выбросов в воздух вредных веществ), бесшумная работа, абсолютно плоский пол, который обеспечивает доступность транспорта для маломобильных пассажиров. В ближайшем будущем ПАО «КамАЗ» локализует в столице производство электробусов и электрокомпонентов к ним, а также центр инновационных разработок для пассажирского электрического транспорта. Инвестиции в реализацию проекта составят порядка 1 млрд рублей. Проектная мощность производства составит не менее 500 электробусов в год. На предприятии будет создано около 3,5 тыс. высокотехнологичных рабочих мест.

Для справки

V Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России» проходит в Москве 1–2 октября 2019 года. Он входит в цикл мероприятий Инфраструктурного конгресса «РОСИНФРА», организаторами которого выступают Национальный Центр ГЧП и Фонд Росконгресс. В центре внимания Форума – консолидация федеральных, региональных и частных ресурсов для создания единой интегрированной транспортной системы России.

Ключевой темой этого года стала реализация проектов государственно-частного партнерства и привлечение инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры регионов.

Источник: Городское агентство управления инвестициями