Малые и средние предприятия сделают московскую транспортную систему более инновационной


12 ноября Московская торгово-промышленная палата совместно с РБК-конференции провели форум «Транспорт Москвы: возможности для малого бизнеса».

В июне нынешнего года агентство McKinsey&Company опубликовало результаты исследования качества транспортной системы 24 городов мира, среди которых Москва заняла 6-е место, уступив только Сингапуру, Гонконгу, Лондону, Мадриду и Парижу. За 7 лет наша столица поднялась на 7 позиций, опередив по этому показателю все остальные мегаполисы мира.

Как говорили выступающие на форуме, не заметить положительные изменения в транспортной ситуации в столице может только очень негативно настроенный человек. Как сообщил заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин, в городе развиваются абсолютно все виды транспорта: «Еще
4–5 лет назад мы даже не могли представить себе, что такое быстрое развитие получит каршеринг. А сейчас в городе уже 13,5 тысячи машин задействованы в этом бизнесе».

В столице одна из самых развитых систем таксомоторных перевозок: ежедневно здесь совершается 760 тыс. поездок, среднее время ожидания машины составляет всего 5 минут. Правительство финансирует приобретение автомашин, поэтому в Москве средний возраст автомобиля такси 2,8 года.

С 1 сентября нынешнего года на линию вышли электробусы, а постановлением правительства города закреплено решение с 2021 года прекратить закупку дизельных машин. Создается инфраструктура для использования электромобилей: в городе уже открыты 100 точек зарядки личного электрического транспорта.

Председатель Гильдии такси Богдан Коношенко заявил, что развитию рынка такси в Москве будет способствовать внесение ряда изменений в федеральное законодательство. Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится проект закона, регулирующий вопросы таксомоторных перевозок. Предлагается четко прописать в нем правовой статус и ответственность агрегаторов. Помимо этого, необходимо в законе о телемедицине предусмотреть возможность прохождения предрейсового медосвидетельствования дистанционно. «Те, кто честно выполняет все нормы закона, становятся неконкурентоспособными по сравнению с нелегалами и полунелегалами, которые не несут дополнительных затрат», – отметил Богдан Коношенко.

Продажа путевых листов стала новым видом криминального бизнеса. Коношенко считает, что, если заказ от агрегатора смогут получать только водители, соблюдающие все правила дорожного движения, наши дороги станут безопаснее.

Коллегу поддержал директор ассоциации «ТАМА», член Гильдии такси МТПП Норайр Блудян. «Ни в одной стране мира водитель с иностранными правами не может заниматься предпринимательской деятельностью», – подчеркнул он.  – С 2017 года у нас тоже вступил в действие запрет на работу для водителей с иностранными правами, но был сделан ряд исключений для стран, в которых русский язык является официальным». Что касается тарифов, то, как отметил Норайр Блудян, летом на Международном евразийском форуме такси состоялся круглый стол, где была представлена вся экономика формирования себестоимости таксомоторной перевозки. «Для достижения 5% рентабельности необходимо повысить тариф на 80–90 процентов», – подытожил Н. Блудян.

На конференции выступили представители нового, быстроразвивающегося сегмента транспортного рынка – каршеринга. Вице-президент холдинга Micro Capital Group (каршеринг «Делимобиль», кикшеринг «Делисамокат», премиум- каршеринг Anytime и т.д.) Мухит Сейдахметов, который является пионером этого рынка, рассказал, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы оказал серьезную поддержку, помогая создавать инфраструктуру. Сейчас в компании 4 тысячи автомобилей и еще 1 тысяча машин премиум-класса. «Поскольку мы пока еще развивающийся бизнес, у нас нет таких серьезных «болей», как у таксистов», – сказал Мухит Сейдахметов. Он отметил, что его бизнес высокорисковый и сейчас ставится задача эти риски минимизировать. Помимо этого, на рынке каршеринга в настоящее время идет отработка оптимального прайса.

Среди причин, по которым в Москве столь активно развивается каршеринг, сооснователь компании Belka Car Екатерина Макарова также назвала поддержку властей: «У нас с департаментом есть чат в «Телеграмме», где мы обсуждаем все наши проблемы. Наверное, никто в мире не может похвастаться таким способом общения с властью», – сказала Екатерина. Кроме того, отмечалась легкость вхождения (на первом этапе) на рынок, поскольку сюда пришли предприниматели, а не крупные концерны (как это произошло в Европе), все решения принимались быстро и без проведения тендеров, которые на Западе длятся по 1,5–2 года. Между тем, как заявила Екатерина Макарова, возможностей для малого бизнеса на рынке каршеринга уже нет – сейчас вход на рынок составляет
5–10 млн долларов. Среди основных проблем Макарова назвала безопасность и фейки: «Мы отклоняем до 18% пользователей. Это очень большая цифра, но все равно всех отследить пока невозможно».

Мнение, что машины каршеринга часто попадают в тяжелые аварии, связано, по словам спикера, с тем, что каждая такая авария широко освещается в СМИ. На самом деле около 90 процентов ДТП происходит из-за несоблюдения дистанции, а основные штрафы – за превышение скорости менее чем на 20 км. Хотя Екатерина Макарова признала, что среди клиентов есть «совершенно безбашенные» и выявлять их – одна из насущных задач.

Среди основных трендов будущего развития отрасли участники конференции назвали развитие P2P-каршерингов (так называемые народные каршеринги, когда в аренду сдаются машины частных лиц) и появление на наших дорогах беспилотных автомобилей.

Подводя итоги форума, участники отметили, что в городе развивается передовая транспортная система, применяются новые информационные и цифровые решения, используемые малым и средним бизнесом.

Источник: iMoscow