К покупателю – ближе, качество – выше: эксперты рассказали о конкуренции на рынке кофеен


По мнению специалистов, конкуренция увеличится, а побеждать будут заведения в людных местах.

Московский рынок кофеен активно развивается и в обозримом будущем станет высококонкурентным. Закрепиться на нем смогут заведения с сильной концепцией и хорошим местоположением. К такому выводу пришли эксперты на заседании конкурент-клуба «Кофейни столицы: аромат кофе и конкуренции».

В обсуждении приняли участие владельцы и топ-менеджеры известных московских кофеен и предприятий обжарки кофе.

Навынос, со снеками или к обеду

Москва лидирует по количеству открытых кофеен среди других городов России, однако столичный рынок далек от заполнения и продолжит развиваться в разных направлениях, считает эксперт рынка, руководитель международной выставки Pir-Coffee Михаил Субботин.

«Наибольший рост наблюдается в сегменте сетевых кофеен, при этом активно развиваются монопроекты. От формата кофейни зависит выбор площади. Для заведения to go (или «кофе с собой») подходит торговая точка площадью до 12 квадратных метров. Кофейне стрит-формата, где можно купить кофе и снеки, нужно не больше 50 квадратных метров, а кафе с кухней и посадочными местами требует площади от 100 квадратных метров», – рассказал Михаил Субботин.

Сегодня в Москве работает более двух тысяч кофеен. Средний чек в них составляет 366 рублей, это на 34 рубля больше среднего чека в кофейнях по России. Чаще всего горожане заказывают классический капучино. Вместе с этим москвичи стали кофейными гурманами и в целом выросла культура потребления этого напитка.

По кофейным местам

Конкуренция происходит между заведениями одного формата. Так, сетевая кофейня не может соперничать с отдельно стоящей.

Сетевые заведения, как правило, расположены в районах с высокой деловой активностью, авторские кофейни – в тихих спальных районах Москвы.

Предприниматели выбирают помещения для кофеен по нескольким критериям. Обычно их площадь составляет до 100 квадратных метров, внутри есть большие окна, а сами помещения находятся на первых этажах зданий, расположенных недалеко от станций метро и в местах с оживленным пешеходным движением.

Чем помогает город

Арендовать или купить место под кофейню можно в том числе на городских аукционах. Средняя стартовая стоимость одного квадратного метра в год составляет 6,5 тысячи рублей.

«Сейчас на Инвестиционном портале города Москвы выставлено на торги около 200 объектов, которые можно арендовать. Больше половины лотов – помещения площадью от 100 квадратных метров, 40 имеют площадь от 50 до 100 «квадратов», два десятка объектов – до 50 квадратных метров», – рассказал руководитель Департамента по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

Эти объекты расположены в местах с большим пешеходным потоком – на первых этажах зданий, построенных в 2008–2010 годах. У них есть отдельные входы.

Также идет прием заявок на участие в торгах, где определят право на размещение кафе в Филевском парке и усадьбе Алтуфьево. Площадь помещений, представленных на аукционе, – от шести до 140 квадратных метров.

С прошлого года открывать точки формата «кофе с собой» или полноценные кафе разрешили в парках. По словам Геннадия Дёгтева, за это время на торгах реализовали более 100 лотов категории «общепит».

«Конкуренция становится мощнейшим стимулом для развития. Яркая иллюстрация этого – рынок столичных кофеен. Именно соперничество заставляет предпринимателей искать креативные концепции и внедрять различные бизнес-модели. Как результат, видим мощный рост рынка, и, по прогнозам аналитиков, он будет продолжать развиваться», – сказал Геннадий Дёгтев.

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы