На форуме «Транспортная инфраструктура России» обсудили дорожные ГЧП-проекты


Руководитель проектного офиса Городского агентства управления инвестициями Артем Барашев принял участие в панельной дискуссии «Дороги & Деньги. Сколько нужно регионам в километрах и рублях?», которая состоялась в рамках стратегического форума «Транспортная инфраструктура России». Представители Минтранса РФ, региональных министерств, крупнейших российских банков, Национального центра ГЧП обсудили результаты реализации и перспективы проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в транспортной сфере.

Крупнейший ГЧП-проект, реализуемый в Москве, – это строительство Северного дублера Кутузовского проспекта (СДКП). Проект стал первой автодорожной концессией в столице. Планируется построить от ММДЦ «Сити» до МКАД платную скоростную шестиполосную автодорогу протяженностью 11 км с удобными связями с городской дорожной сетью. Расчетная скорость движения по СДКП составит не менее 100 км/ч. Строительство автодороги снизит транспортную нагрузку на Кутузовский проспект и Можайское шоссе. На сегодняшний день завершаются подготовка проектной документации по проекту и идет передача концессионеру земельных участков под строительство, уже завершена подготовка большей части территории. После этого инвестор сможет приступить непосредственно к строительству.

Такой механизм ГЧП, как контракты жизненного цикла (КЖЦ), позволяет повысить эффективность проекта, так как бюджетные платежи напрямую зависят от достижения инвестором показателей доступности и работоспособности инфраструктуры. Москва пока не применяла механизм КЖЦ в автодорогах, но активно использует его в сфере общественного транспорта – приобретает подвижной состав для метрополитена, обновляет автобусный и трамвайный парки. За пять лет объем КЖЦ составил порядка 407,2 млрд рублей.

Москва также активно привлекает частные инвестиции в строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Проект предполагает создание 250 ТПУ на строящихся линиях и существующих станциях метрополитена, Московского центрального кольца и городского железнодорожного транспорта. Уже строится 54 ТПУ, в том числе с участием инвесторов. Общий объем инвестиций в проект составит порядка 1 трлн рублей. Реализация проекта осуществляется в корпоративной форме.

Что касается перспективных проектов столицы в сфере транспорта, то на данный момент Правительство Москвы рассматривает от инвестора концессионную инициативу по созданию канатной дороги между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». «Предполагаемый объем инвестиций в строительство нового транспортного объекта – около 4 млрд рублей. После запуска «канатка» будет принадлежать городу на праве собственности, – пояснил Артем Барашев. – Инвестор сможет эксплуатировать ее в течение 20 лет по окончании строительства, которое займет 2 года. Проектом не предусмотрено финансовое участие города ни на стадии строительства, ни в процессе эксплуатации. Воздушная трасса соединит два района, разделенные Химкинским водохранилищем, и сократит время пассажиров в пути с 45 до 7 минут. Новая канатная дорога будет интегрирована в единую транспортную сеть (в том числе в единую платежную систему «Тройка»). Прогнозируемый пассажиропоток – до 19 тыс. человек в сутки».

В заключение участники профессиональной дискуссии сошлись во мнении, что инвестиции в сектор городского транспорта выгодны для бизнеса, так как дают возможность стабильного долгосрочного дохода. При этом публичный партнер должен проявлять максимальную гибкость в выборе формы реализации проекта в зависимости от конкретных потребностей проекта. Публичный партнер всегда должен стараться на ранних этапах привлекать финансирующие организации для улучшения качества проектов и повышения их привлекательности для внешнего финансирования.

Источник: Городское агентство управления инвестициями