Чугунный павильон трамвайной остановки начала ХХ века отреставрирован по программе льготной аренды


Официально завершилась реставрация старинной трамвайной остановки, расположенной на севере Москвы в Тимирязевском районе. Арендатор планирует разместить здесь торговые помещения, в центральной части остается место для пассажиров, ожидающих транспорт.

Департамент культурного наследия города Москвы официально принял итог реставрации чугунного павильона трамвайной остановки начала ХХ века (Красностуденческий проезд, владение 17). Данный объект был реализован по программе льготной аренды «один рубль за квадратный метр».

«Чугунный павильон трамвайной остановки – уникальный памятник, образец промышленной архитектуры первой половины ХХ века. До проведения работ состояние павильона было неудовлетворительным. Хорошо сохранились только чугунные колонки с нижними деталями – базами и постаментами. Теперь же благодаря качественным реставрационным работам и ответственному подходу арендатора остановка обрела вторую жизнь», – прокомментировал руководитель департамента Алексей Емельянов.

В ходе работ реставраторы демонтировали все поздние элементы, искажавшие облик павильона. Вскрыли конструктивные элементы кровли, заменили их по историческим образцам. Также мастера расчистили сохранившиеся чугунные элементы и дополнили те, что были утрачены.

Отдельным этапом работ было сохранение капителей (верхняя часть колонны). Сначала специалисты демонтировали историческую большую чугунную капитель в виде снопа с колосьями, а затем по ее образцу выполнили три утраченные капители для центрального фронтона.

Согласно историческим фотографиям по периметру павильона также располагались 18 малых капителей. Когда реставраторы приступили к работам, выяснилось, что все эти детали были утрачены. Но благодаря тому, что внутри помещения удалось найти их сохранившиеся образцы (выполненные в растительных мотивах), мастера отлили по ним 18 элементов для внешнего убранства остановки.

«Основная сложность заключалась в том, что основанием остановки является бетонная плита с чугунными столбами. От времени эта конструкция заметно покосилась. Но я хочу подчеркнуть, что, вместо того чтобы все разобрать и отлить эти элементы заново, реставраторы решили столбы не выправлять, а проводить работы прямо на месте, с сохранением исторических подлинников. Тяжелее всего было монтировать между ними деревянные конструкции. Однако, как мы видим, команда справилась с этим на отлично»,добавил Алексей Емельянов.

Программа льготной аренды объектов культурного наследия вызывает высокий интерес со стороны инвесторов с самого начала своей реализации, отметил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

«Высокая конкуренция на аукционах за право льготной аренды объектов культурного наследия установилась и сохраняется вот уже шестой год подряд. С 2013 года на городских аукционах реализовано 24 лота. В среднем на один объект претендуют шесть участников, а среднее превышение стартовой цены составляет около 350 процентов. По некоторым объектам торги длятся более семи часов», – отметил Геннадий Дёгтев.

По его словам, в настоящее время по программе «один рубль за квадратный метр» на аукционы выставлены два объекта – каретный сарай усадьбы Лепехиных в Таганском районе и дом с мезонином Воскресенского в Басманном районе.

История памятника

Трамвайная остановка «Красностуденческий проезд» маршрута № 27 является старейшим в Москве остановочным павильоном. Московский «паровичок» (паровой трамвай) был пущен в столице в 1886 году. Первый павильон построен в конце 1890-х годов по проекту Франца Когновицкого.
В 1920-х годах павильон реконструирован Евгением Шервинским с использованием чугунных деталей. Интересно, что на маршруте № 27 некоторое время работал кондуктором писатель Константин Паустовский.

Источник: Департамент города Москвы по конкурентной политике