Какой прогноз: аналитики оценили рынок офисной недвижимости в Москве


Нынешние застройщики борются не за квадратные метры, а за интересные идеи, поэтому выбирают территории бывших заводов. А создателям стартапов интереснее коворкинги и сервис-офисы.

Активность на рынке офисной недвижимости в 2017-м восстановилась и сохранится в этом году. Это подтвердили эксперты. Тенденции и возможные векторы этой сферы они обсудили на круглом столе «Скромное обаяние офисов классов В и С».

Главное – идея

В этом году аналитики рынка отмечают дальнейший рост деловой активности, а также прогнозируют рост ставок до пяти процентов в классе А и до трех процентов в классе В. «Для рынка офисной недвижимости подходит концепция эмоционального инвестирования. В Москве найдется объект под любой бюджет, аренда которого окупится. Главное – идея бизнеса и качество ее реализации», – рассказала Анна Шепелева, директор отдела исследований рынка консалтинговой компании в области недвижимости.

Это мнение поддержал и Сергей Камлюк, генеральный директор инвестиционной компании.

«Сегодняшний застройщик больше не борется за квадратные метры, он ищет идею, на основе которой создается уникальная среда – многофункциональный комплекс с социальной и рекреационной инфраструктурой. Такой объект вызывает интерес у арендатора и обеспечивает загрузку площадей», – подчеркнул он.

Серьезным инвестиционным потенциалом обладают территории бывших заводов, которые переустраивают под розничную торговлю и офисы. Редевелопмент обеспечивает рынок объектами класса С, которые активно осваивают предприниматели. «В Москве таких примеров достаточно. Среди них дизайн-завод «Флакон», центр дизайна Artplay и креативное пространство «Хлебозавод», – напомнил Сергей Камлюк. 

Коворкингов и сервис-офисов стало больше

Популярнее стали коворкинги и сервис-офисы.

«На 25 процентов выросло количество коворкингов и сервис-офисов в Москве с начала года, при этом их загрузка составляет около 83 процентов. Этот сегмент серьезно развивается, поглощая не самые ликвидные площади – офисы классов С и D», – рассказала Дарья Канева, заместитель директора департамента управления активами и инвестициями компании, которая оказывает услуги на рынке недвижимости.

Аудитория коворкингов – создатели стартапов, команды бизнес-проектов, а также миллениалы. Они не хотят обременять себя покупкой недвижимости и заниматься ее обслуживанием.

Льготная аренда для бизнеса

Город заинтересован в диалоге с экспертами рынка недвижимости, в результате которого запускаются полезные программы. «Так, пять лет назад была запущена программа долгосрочной льготной аренды «Один рубль за один квадратный метр», появилась возможность использования ипотеки для участия в торгах по продаже городского имущества», – напомнил Василий Калинкин, начальник отдела привлечения и сопровождения инвестиций Управления подготовки и проведения земельно-имущественных торгов Департамента по конкурентной политике.

Год назад у малого бизнеса появилась возможность арендовать через городские аукционы объекты со стартовой ставкой 4,5 тысячи рублей в год. Сейчас на торги выставлено около 250 объектов. Договоры заключаются сроком на 10 лет с возможностью выкупа лота в собственность.

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы