Moscow investment digest

March 2018

Dear colleagues!

The Moscow Department for Economic Policy and Development, in cooperation with the Moscow City Investment Agency, presents a new issue of the Moscow Investment Digest.

NEWS

In 2017, investments in fixed assets in Moscow amounted to almost RUR 2 tn

According to Mosgorstat, in 2017 the volume of investments in fixed capital assets in Moscow amounted to RUR 1.972 tn, which is 12.8% more than in 2016 year 76.6% more than in 2010, in comparable prices.

“Moscow is implementing a comprehensive program for investment development and support. Along with the development of major transport and urban infrastructure projects, the city pays a lot of attention to industry and high-tech sector support, including both existing enterprises and new projects. Due to this support, businesses are actively investing in the creation of new capital construction projects and production development,” Deputy Mayor of Moscow for Economic Policy and Property and Land Relations Natalya Sergunina noted.

"Despite the increase in the Moscow Targeted Investment Program volume in 2017 as compared to 2016, the share of extrabudgetary investments in the structure of funding sources increased from 70.6% to 72.6%.  In 2017, investments in fixed assets were mainly financed by organizations at their own expense (59.1%), Natalya Sergunina said.

Innovative museum to be established in Moscow

A major cultural center will appear at the former site of one of the Moscow oldest power stations recognized as a regional cultural heritage item. HPP-2 Multifunctional Complex construction project received an investment priority project status.

Under the agreement with the Moscow City Government, the investor shall invest at least RUR 8 bn in the complex construction and preserve the cultural heritage site with an area of 15,000 sq. m. The designed complex area is going to make 38,800 sq. m.

Moscow topped a life quality ranking of Russian regions

Moscow had once again topped a life quality ranking of Russian regions, Deputy Mayor of Moscow for Economic Policy and Property and Land Relations Natalya Sergunina said. According to Natalya Sergunina, the Moscow City Government has created favorable living and business conditions in the city.

Minister of the Moscow City Government, Head of the Moscow Department for Economic Policy and Development Vladimir Efimov noted that in 2017 the salaries in the overwhelming majority of the Moscow economy sectors were growing faster than the inflation rates, partially due an increase in production volumes. The city has practically zero unemployment rate. The city's industrial production index is also growing, and small and medium-sized business is developing dynamically thanks to a convenient patent system, with the rate of new individual entrepreneurs registration in Moscow twice as high as Russia's average.

Experts discussed measures to improve investment climate in Moscow

The Moscow Chamber of Commerce and Industry hosted a meeting of the Working Group for Investment Climate Improvement at the Business Protection Headquarters.

First Deputy Head of the Moscow Department for Economic Policy and Development Dmitry Presnov called the city investment project support measures including tax benefits and financial support an effective mechanism to stimulate investment growth. The most significant support in Moscow is provided for technoparks, industrial complexes, industrial parks and the Technopolis Moscow Special Economic Zone (SEZ).

In turn, Head of the Moscow City Investment Agency Leonid Kostrom noted that the Moscow SEZ is currently an area of 207.5 hectares where significant tax and customs benefits are applied, allowing to reduce the project regional tax burden almost twofold. In addition, residents are provided a free connection to utility networks, as well as the right for preferential land purchase.

SUPPORT MEASURES

Thanks to state support, in the first months of 2018 small business financing tripled as compared to the same period of the last year

Just during the first two months of 2017, the Moscow Small Business Credit Assistance Fund provided guarantees for RUR 1.7 bn, allowing small and medium-sized businesses in Moscow to receive RUR 3 bn of loans.

According to the Fund, entrepreneurs were provided with unprecedented guarantee support in 2017. In total, last year the Fund issued guarantees for RUR 12.1 bn and provided more than RUR 22 bn of funding to small companies.

The fund is supporting companies that do not have enough own securities to access loans. The Fund guarantees cover up to 70% of funding attracted by small companies.

"If an enterprise requires a larger amount of collateral, then there are resources of the Federal Corporation for SBE Development that is cooperating with the city under a number of programs," Alexey Fursin said.

The Fund provides support of up to RUR 100 m to the companies registered in Moscow handling excisable goods and having an annual revenue of less than RUR 2 bn and employing less than 250 people. Also, the Fund requirements include zero tax debt.

Moscow will provide loans to exporters at 5% interest

The Moscow Fund for Industry and Entrepreneurship Support has launched a new loan program for the Moscow industrial enterprises with a revenue from export to the CIS and non-CIS countries making at least 1% of the total annual revenue. The loan amounts range from RUR 10 to 50 mn. The maximum loan period is 5 years. The interest rate for the new type of loans will be 5% per annum.

The loans are expected to be granted for purchasing new equipment, financing research&development and research&technology works, acquiring industrial engineering services, purchasing software for industrial needs, refinancing investment bank loans, and acquiring rights for intellectual products.

Production sites in Kotlyakovo industrial zone to be preserved and revamped

The transformation of the enterprises in the Kotlyakovo industrial zone located in the Tsaritsyno area in the south of Moscow with an area of over 200 hectares will result in the creation of new high-tech production sites with highly remunerative jobs.

The industrial zone accommodates such facilities as OAO Tsaritsyno (the Moscow meat processing plant assigned with an industrial complex status), the Atsetilen plant (production of acetylene and other technical gases for welding and metal cutting) and OAO PEF Soyuz (the largest manufacturer of corrugated cardboard packaging).

Today, one of the main tasks in Moscow is the comprehensive development of industrial and communal area. It is necessary to make these areas modern, safe, and comfortable, and to properly arrange them", Head of the Moscow Urban Planning Policy Department Sergey Lyovkin said.

The redevelopment priorities include the industrial zones Nagatinsky Zaton, Serp i Molot, Graivoronovo, the former site of the Likhachov (ZIL) plant. The renovation plans for the industrial zones Rudnevo, Zapadny Port, Kaloshino, Beskudnikovo, Lyublino and several others are under way.

MACROECONOMICS

Moscow export increased by 4% in 2017

"In 2017, the Moscow export increased by 4.1% against 2016. The export grew by 6.5% for services, and by 3.5% for goods. As Minister of the Moscow City Government, Head of the Moscow Department for Economic Policy and Development Vladimir Efimov told to the Moscow Investment Portal, the total volume of the Moscow export amounted to more than RUR 9.8 tn.

The Minister also said that the most significant export growth was registered in high-tech manufacturing industries. According Mr. Efimov, in 2017 the export increased by 30% for chemical products, by 26% for machinery and equipment, and by 17% for car and aerospace industry.

According to Mr. Efimov, the export of goods and services of the largest IT enterprises grew by 22.5% due to the industry support program launched in Moscow two years ago. The program goal is to develop high-tech modern production plants able to compete in global markets.

MOSCOW AUCTIONS

Ca. 5,000 sq. m. in Mosgormash technopark are planned to be leased through auctions until late 2018

The auctions to lease eight production, administrative and multi-purpose facilities located in the Mosgormash industrial park and owned by the city will be held in early May. The total facilities area is about 3,500 sq. m. Mosgormash is also planning to put up for auction about 1,200 th sq. m. of production space until the end of 2018.

 "Businessmen can rent premises of different area; currently the area of the auction lots is ranging from 57 sq. m. to 1,300 sq. m. The lease term varies from 11 months to 5 years. Based on the experience, entrepreneurs have a good opportunity to rent a lot at a starting price, with guaranteed transaction transparency," Head of the Moscow Department for Competition Policy Gennady Dyogtev said.

The auctioned lots are located within the technopark territory at the address: Kashirsky proezd 13 and Kashirsky proezd 13/2. The lots technical condition is satisfactory. All the items are connected to heat and power networks. An average initial price for 1 sq. m. is 7,000 RUB a year. The technopark is offering comfortable working conditions.

Please find the documentation regarding the auctioned lots at the Moscow City Investment Portal in the section "Lease of non-residential premises".

Premises for small businesses put up for auction at a special price

79 non-residential items in Moscow were put up for auction at a special rental rate that is applied for small businesses only. The premises are located in all the Moscow Administrative Districts, except for Troitsky and Novomoskovsky, and occupy the ground and semi-basement floors of residential buildings, as well as administrative and commercial buildings. The items area ranges from 100 to 300 sq. m. Such items are demanded the most

"There will be many more lots. It is planned to auction about 300 facilities to be leased to small business entities (SBE) by the end of 2018," Head of the Moscow Department for Competition Policy Gennady Dyogtev noted.

The auction winner will be entitled to conclude a 10-year leasing agreement at a fixed rate. All the documents can be found on at the Moscow Investment Portal, in the section "Items for SBE".

OOO Yunost block of shares put up for auction with a 10% price reduction

The auction was organized by the owner of the Yunost shares PAO Plant n. a. I. A. Likhachov (AMO ZIL) that put up for auction 100% of the Yunost shares. The initial price is RUR 89 mn. Investors will compete for the right to purchase the asset at an auction on April 18, 2018.

This item is expected to attract tourist market players, since the auctioned asset includes the holiday center Vaskino (currently not in use) comprised of 33 buildings with an area of over 30,000 sq. m. The holiday center is located within a territory of 49.7 hectares. The applications for auction participation are accepted until April, 12.

The auction winner will restore the Measuring Chancellery in Kitai-Gorod

The auction for the right to rent the main 17th-century urban estate building that used to accommodate the Moscow Measuring Chancellery was won by the investment and development company KFS-Group.

Three companies took part in the auction. In the course of a prolonged auction, the lot price increased threefold and amounted to RUR 43.4 mn. Before exercising the right for preferential leasing, KFS-Group is obliged to repair and restore the facility within the next 5 years.

The item located in Khokhlovsky pereulok and is a three-floor building with an area of 1,700 sq. m. On the west side of the building, there is a late-XIX-century palisade, i. e. a level space with a fountain. The investor will have to preserve the estate roof, floor structures, facades, and interior.

Year to date, tenants have purchased 20,000 sq. m. of urban premises

Since the beginning of 2018, the Moscow Department of City Property has concluded real estate purchase agreements with entrepreneurs for RUR 1.85 bn to exercise the preferential right for the leased property purchase.

Minister of the Moscow City Government, Head of the Moscow Department of City Property Maxim Gaman noted that the privatization of premises allows businesses not only to expand their capabilities, but also to reach a new level of operation and development.

To date, 5,565 tenants have already used the preferential right to purchase the leased property with a total area of more than 1.15 m sq. m. worth RUR 122.23 bn. Under Federal Law No. 159-FZ dated 22.07.2008, the preferential privatization right is to be granted to responsible tenants along with the option to purchase premises without a bidding procedure and a 5-year installment payment plan.

The Moscow City Investment Portal ( www.en.investmoscow.ru) is currently representing over 2,000 city real estate items.

Videos

Working Group Meeting

Manager of the Year Award

The Department of Economic Policy and Development of Moscow

www.depr.mos.ru

Moscow City Investment Agency

https://en.investmoscow.ru/agency/

Purchasers’ portal

www.zakupki.mos.ru

The Moscow Digest archive is available at the Moscow Investment Portal.

Инвестиционный дайджест Москвы

Март 2018

Уважаемые коллеги!

Департамент экономической политики и развития города Москвы совместно с Городским агентством управления инвестициями представляет вам очередной выпуск дайджеста основных инвестиционных событий в Москве.

Новости

Инвестиции в основной капитал в Москве по итогам 2017 года составили почти 2 трлн рублей

По данным Мосгорстата, объем инвестиций в основной капитал в Москве в 2017 году составил 1,972 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 12,8% больше, чем в 2016 году и на 76,6% больше чем в 2010 году.

«Москва реализует комплексную программу развития и поддержки инвестиций. Наряду с развитием крупных проектов в сфере транспорта и городской инфраструктуры город уделяет большое внимание поддержке промышленности и сектору высоких технологий – как действующим предприятиям, так и новым проектам. При такой поддержке бизнес активно инвестирует в создание новых объектов капитального строительства и развитие производства», – отметила заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина.

«Несмотря на увеличение объема адресной инвестиционной программы Москвы в 2017 году по сравнению с 2016 годом, доля внебюджетных инвестиций в структуре источников финансирования увеличилась с 70,6% до 72,6%. В 2017 году финансирование инвестиций в основной капитал осуществлялось преимущественно за счет собственных средств организаций (59,1%)» – пояснила Наталья Сергунина.

В Москве появится инновационный музей

Крупный культурный центр появится на месте одной из старейших электростанций Москвы, признанной объектом культурного наследия регионального значения. Проект строительства «Многофункционального комплекса ГЭС-2» получил статус Инвестиционного приоритетного проекта.

В рамках соглашения с Правительством Москвы инвестор должен вложить в строительство комплекса не менее 8 млрд. рублей и сохранить объект культурного наследия площадью 15 тыс. кв. м. Проектируемая площадь комплекса составит 38,8 тыс. кв. м.

Москва заняла 1-е место в рейтинге российских регионов по качеству жизни

Москва в очередной раз стала лидером рейтинга качества жизни российских регионов, рассказала заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. «Благодаря работе Правительства Москвы в столице созданы максимально привлекательные условия для жизни и ведения бизнеса», — сказала Сергунина.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов отметил, что зарплаты в подавляющем большинстве отраслей московской экономики в 2017 году росли выше темпов инфляции, чему способствовало увеличение объемов производства. В городе практически отсутствует безработица. Растет также индекс промышленного производства города, а благодаря удобной патентной системе динамично развивается малый и средний бизнес – темп регистрации новых индивидуальных предпринимателей в Москве вдвое выше, чем в среднем по России.

Эксперты обсудили меры по улучшению инвестиционного климата Москвы

В Московской Торгово-промышленной палате состоялось заседание Рабочей группы по улучшению инвестиционного климата при Штабе по защите бизнеса.

Первый заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития Москвы Дмитрий Преснов назвал реализуемые столицей меры поддержки инвестиционных проектов, в том числе налоговые льготы и финансовую поддержку, эффективным механизмом стимулирования роста инвестиций. Самая значительная поддержка в Москве предусмотрена для технопарков, промышленных комплексов, индустриальных парков и Особой экономической зоны «Технополис «Москва» (ОЭЗ).

В свою очередь, Леонид Кострома, директор Городского агентства управления инвестициями, подчеркнул, что сегодня ОЭЗ Москвы – это 207,5 га площади, на которой действуют существенные налоговые и таможенные льготы, которые позволяют снизить почти на половину региональную налоговую нагрузку на проект. Кроме этого, резидентам предоставляется бесплатное присоединение к инженерным сетям, а также льготный выкуп земельного участка.

Меры поддержки

Благодаря господдержке финансирование малого бизнеса за первые месяцы 2018 года возросло втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Только за первые два месяца 2017 года Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы предоставил поручительства на сумму 1,7 млрд рублей, что позволило субъектам малого и среднего бизнеса Москвы получить займы на сумму 3 млрд рублей.

По данным Фонда, в 2017 год был рекордным по объему оказанной предпринимателям гарантийной помощи. В общей сложности Фонд выдал за прошлый год поручительства на 12,1 млрд рублей и профинансировал малые компании более чем на 22 млрд рублей.

Фонд помогает компаниям, у которых недостаточно собственных залогов, получить доступ к кредитам. Поручительства Фонда покрывают до 70% привлекаемого малыми компаниями финансирования.

«Если предприятию требуется больший объем обеспечения, то привлекаются ресурсы Федеральной корпорации по развитию МСП, с которой город взаимодействует по целому ряду программ», – отметил Алексей Фурсин.

Помощь до 100 млн рублей в Фонде могут получить компании, зарегистрированные в Москве, работающие не с подакцизными товарами и имеющие годовую выручку менее 2 млрд рублей и количество сотрудников менее 250 человек. Также в числе требований, которые предъявляет Фонд, отсутствие долгов по налогам.

Москва выдаст кредиты экспортерам под 5%

Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства (МФППиП)  запустил новую программу кредитования, которая доступна столичным промышленным предприятиям Москвы, имеющим долю выручки от экспорта в страны дальнего или ближнего зарубежья не менее 1% от общей годовой выручки. Размеры займов – от 10 до 50 млн рублей. Максимальный срок кредитования 5 лет. Ставка по новому виду займов составит 5% годовых.

Предполагается, что займы будут выдаваться на приобретение нового оборудования, финансирование опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, приобретение услуг промышленного инжиниринга, приобретение программного обеспечения для промышленных нужд, рефинансирование инвестиционных кредитов банков, а также на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В промзоне «Котляково» сохранят и модернизируют производства

Высокотехнологичные производства с высокодоходными рабочими местами появятся в результате преобразований предприятий промзоны «Котляково», находящейся в районе Царицыно на юге столицы и имеющую площадь территории более 200га.

На территории промзоны расположены такие объекты, как ОАО «Царицыно» (Московский мясоперерабатывающий завод, имеет статус промышленного комплекса), завод «Ацетилен» (производство ацетилена и других технических газов для сварки и резки металлов) и ОАО «Производственно-экспериментальная фабрика «Союз» (крупнейший производитель тары и упаковки из гофрокартона).

Сегодня одна из главных задач Москвы – комплексное развитие промышленно-коммунальных территорий. «Необходимо сделать их современными, безопасными, комфортными, упорядочить их размещение», – заявил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.

К числу приоритетных для редевелопмента относятся промзоны «Нагатинский Затон», «Серп и Молот», «Грайвороново», территории бывшего завода им. Лихачева (ЗИЛ). Прорабатываются планы реновации промзон «Руднево», «Западный порт», «Калошино», «Бескудниково», «Люблино» и ряда других.

Макроэкономика

Экспортные объемы московской экономики в 2017 году прибавили 4%

«По итогам 2017 года экспортные объемы столицы увеличились по сравнению с 2016 годом на 4,1%. Экспорт в секторе услуг вырос на 6,5%, в товарном сегменте увеличение составило 3,5%. Общий объем экспорта столицы России составил более 9,8 трлн рублей, – рассказал Инвестпорталу Москвы министр Правительства, руководитель Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов.

Министр также сообщил, что самый ощутимый рост поставок на экспорт показали высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности. По его словам, объемы экспорта химического производства выросли за 2017 год на 30%, производство машин и оборудования на 26%, производство автомобилей и аэрокосмический промышленный сектор на 17%.

По мнению Ефимова, рост экспорта товаров и услуг крупнейших организаций IT-сферы на 22,5% – это результат программы поддержки промышленности, стартовавшей два года назад в Москве. Цель программы – развитие высокотехнологичных современных производств, конкурентных на глобальных рынках.

Московские торги

Около 5 тысяч квадратов в технопарке «Мосгормаш» планируется сдать в аренду через аукционы до конца 2018 года

Аукционы по аренде восьми объектов производственного, административного и свободного назначения, расположенных на территории технопарка «Мосгормаш» и принадлежащих городу, пройдут в начале мая. Общая площадь этих объектов составляет около 3,5 тысяч квадратных метров. Еще около 1,2 тысяч «квадратов» производственных площадей Мосгормаш планирует выставить на торги до конца 2018 года.

 «У предпринимателей есть возможность арендовать помещения разной площади – в настоящее время на торгах лоты площадью от 57 квадратных метров до 1,3 тысяч квадратных метров. Срок аренды разный – 11 месяцев и 5 лет. Как показывает практика реализации объектов в технопарках, у предпринимателей есть хорошая возможность арендовать лот по стартовой стоимости, получив при этом гарантию понятной и прозрачной сделки», – отметил руководитель Департамента по конкурентной политике города Москвы Геннадий Дёгтев.

Выставленные на торги лоты находятся на территории технопарка по адресу: Каширский проезд, д.13 и Каширский проезд, дом 13, строение 2. Техническое состояние лотов удовлетворительное. Все объекты подключены к тепло- и энергосетям. Средняя начальная стоимость 1 квадратного метра составляет 7 тысяч рублей в год. В технопарке созданы комфортные условия работы.

Подробно ознакомиться с лотовой документацией реализуемых объектов можно на Инвестиционном портале города Москвы в разделе «Аренда нежилых помещений».

Помещения для малого бизнеса выставили на торги по специальной цене

79 нежилых объектов Москвы выставлено на торги со специальной ставкой аренды, предусмотренной только для субъектов малого бизнеса. Помещения находятся во всех округах Москвы, кроме ТиНАО, на первых и цокольных этажах жилых домов, в административных и торговых зданиях. Площадь объектов от 100 до 300 квадратных метров. Объекты с такой площадью являются самыми востребованными

«Выставленные на торги лоты далеко не последние. Всего до конца 2018 года на торгах планируется реализовать около 300 объектов аренды для субъектов малого предпринимательства (СМП)», – рассказал руководитель Департамента по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

Победитель торгов получает право заключить договор аренды на десять лет с фиксированной ставкой. Все документы можно найти на Инвестиционном портале в разделе «Объекты для СМП».

Пакет акций ООО «Юность» выставлен на аукцион со снижением цены на 10%

Собственник акций ООО «Юность» и организатор торгов – ПАО «Завод имени И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ) выставил на торги 100% акций компании ООО «Юность». Начальная цена 89 млн рублей. За право покупки актива инвесторы поборются на аукционе, который состоится 18 апреля 2018 года.

Интерес к данному объекту прогнозируется со стороны участников туристического рынка, поскольку в состав выставленного на аукцион актива входит дом отдыха «Васькино» (ныне нефункционирующий), включающий 33 здания площадью более 30 тыс. кв.м. Дом отдыха расположился на территории площадью 49,7 га. Заявки на участие в аукционе принимаются до 12 апреля.

Победитель аукциона отреставрирует Межевальную канцелярию на Китай-городе

Победителем аукциона на котором разыгрывалось право аренды главного дома городской усадьбы XVII века, где располагалась Московская межевальная канцелярия, стала инвестиционно-девелоперская компания «КФС-Групп».

За право арендовать исторический объект по ставке «1 рубль за 1 квадратный метр» в течение 49 лет конкурировали три компании. В ходе длительного аукциона цена на лот возросла в трое и составила 43,4 млн рублей. Прежде чем воспользоваться правом льготной аренды компания «КФС-Групп» обязана не более чем в течение ближайших 5 лет провести на объекте ремонтно-восстановительные работы.

Объект расположен в Хохловском переулке и представляет собой здание в три этажа площадью 1,7 тыс. кв.м. С западной стороны здания сохранился палисад – бывший партер с фонтаном конца XIX века. Инвестор обязан будет сохранить кровлю, перекрытие стен, фасады, внутренние интерьеры усадьбы.

С начала года арендаторы выкупили 20 тысяч метров городских помещений

Департамент городского имущества города Москвы с начала 2018 года заключил с предпринимателями договоры купли-продажи недвижимости на сумму 1,85 миллиарда рублей в рамках реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества города Москвы Максим Гаман отметил, что приватизация помещений позволяет бизнесу не просто расширить свои возможности, но и выйти на новый уровень работы и развития.

На сегодняшний день 5565 арендаторов уже воспользовались преимущественным правом выкупа городской недвижимости общей площадью свыше 1,15 миллиона квадратных метров на сумму 122,23 миллиарда рублей. В рамках Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 право льготной приватизации предоставляется добросовестным арендаторам с возможностью выкупа помещений без процедуры торгов и рассрочкой платежа на 5 лет.

В настоящее время на Инвестиционном портале Москвы (www.investmoscow.ru) представлено более 2 тысяч объектов городской недвижимости.

Видеоматериалы

Заседание Рабочей группы по улучшению инвестиционного климата при Штабе по защите бизнеса

Церемония вручения премии «Менеджер года – 2017»

Департамент экономической политики и развития города Москвы

www.depr.mos.ru

Городское агентство управления инвестициями

www.investmoscow.ru/agency

Портал поставщиков

www.zakupki.mos.ru

Архив дайджеста представлен на Инвестиционном портале Москвы.