Moscow investment digest

December 2017

Dear colleagues,

The Moscow Department of Economic Policy and Development together with the Moscow City Investment Agency are happy to present a new issue of the digest of key investment developments in Moscow.

News

Moscow makes it to the top investment league tables

Moscow has been ranked as Russia’s leading region with its highest investment potential and lowest investment risks by the RAEX ratings agency (Expert RA). The ranking testifies to a strong investor interest in taking on projects in the capital city. “This only makes sense, because our industry, exports and public revenues – the entire Moscow economy – are growing”, Vladimir Yefimov, a Minister at the Government of Moscow and Head of the Moscow Department of Economic Policy and Development, said in remarks on the ranking.

Moscow’s strong performance in various rankings is a result of its systematic structural efforts to improve the entrepreneurial climate. For instance, for several years in a row Moscow has topped the National Rankings of Public Procurement Transparency among the Russian regions compiled by the National Association of E-Trade Participants. The city obtained the top score – “Guaranteed Transparency” – based on a review of 41,000 most important regional purchasers acting on behalf of constituent regions of the Russian Federation.

Offset contracts are an important tool for localization of pharmaceuticals manufacturing in Moscow

“Moscow’s competitive environment must undergo improvements by implementing an efficient procurement control system and a single procurement standard. Moscow purchases more than RUB 60 billion worth of medicines, medical devices and equipment annually”, Deputy Mayor of Moscow for Economic Policy, Property and Land Relations Natalya Sergunina told the “Procurement. A Dialog with Manufacturers” open business session.

She stressed that doing business with manufacturers directly, bypassing intermediaries, is a matter of principle for Moscow, which is ready to offer long-term purchasing guarantees to those who develop high-tech manufacturing in areas considered as a priority by the city.

Moscow is one of Russia’s biggest public purchasers today. Serious market players are prepared to compete for the right to supply the nation’s capital. That’s why it’s important to continue the practice of signing long-term contracts in exchange for investment, Natalya Sergunina said. “Moscow dabbled in offset contracts for the first time. We will definitely continue down this road, because there’s market demand for that. Moscow is interested in hosting modern import-substituting, high added-value manufacturing facilities and is prepared to create favorable conditions for that”, the Deputy Mayor said.

She added that long-term orders for locally manufactured products will help the city reduce the purchase prices of medicines substantially and obtain guaranteed physical volumes from reliable vendors.

Moscow City Investment Agency Director becomes a finalist of Vnesheconombank contest

Leonid Kostroma, Director of the Moscow City Investment Agency, successfully completed Vnesheconombank’s selection process for the position of a regional manager and made it to the finals. Regional managers will be responsible for pro-active origination and structuring of investment projects to secure long-term funding from Vnesheconombank. The new status will help Leonid Kostroma fully realize Moscow’s investment potential and bring new investment into the city’s forward-looking projects in the areas of transportation, utilities infrastructure, healthcare, and localization of modern manufacturing enterprises.

Moscow has a substantial economic and investment potential. According to Leonid Kostroma, his joint efforts with Vnesheconombank will focus on attracting investment into the city’s infrastructure, manufacturing and high-tech projects. “A deep understanding of investment project specifics and strong professional credentials of the Moscow City Investment Agency team will generate the best synergy from our work together with Vnesheconombank”, the Agency Director said.

Measures of Support

The Government of Moscow improves its system of enterprise support

Many Moscow enterprises can count on state support, according to a resolution passed by the Government of Moscow.

Specifically, the resolution has reduced the amount of qualifying investment for application for the status of Moscow Priority Investment Project as a new industrial or IT undertaking.

Besides, applicants for the status of an anchor resident eligible for exemptions have now been permitted to have separate divisions outside Moscow. Previously, having a branch in the Moscow Region used to be a single disqualifying condition for obtaining the status. That barrier has now been lifted. In addition, a number of previously general conditions have been specified, including the required amount of investment, revenue, payroll and average wage per square meter.

Vladimir Yefimov, a Minister at the Government of Moscow and Head of the Moscow Department of Economic Policy and Development, said: “Our city is improving upon its existing system of support for the real sector by relying on our own monitoring and opinion polls of entrepreneurs who make their needs known. The latest measures will expand the range of real-sector companies eligible for breaks. That, in turn, will intensify investment and thus help strengthen Moscow’s economy”.

Moscow introduces a new measure of support for industrial enterprises

Moscow Mayor Sergei Sobyanin said that a draft bill would be introduced to the Moscow City Duma canceling the payment of 80% of the cadaster value of a land lot if a company plans any construction of an industrial, manufacturing or scientific nature there.

This will lead to the creation of more manufacturing capacity and jobs and help increase industrial output. The Mayor of Moscow added that the city had created a solid system of support for industrial enterprises. “We have introduced tax and land lease breaks. Just recently we have approved exemptions for technological connections, subsidizing of a portion of equipment purchases and a whole range of other preferences”, he added.

Five more Moscow companies and international medical cluster members get tax breaks

Their newly acquired status as an industrial complex, management company or anchor technopark resident made those companies eligible for a reduction in the tax burden by 17–25% compared to the overall level.

The status of an industrial complex has been conferred upon: OAO Prostor Confectionery, a producer of bread, cakes, etc., PAO Scientific and Production Enterprise Impuls, a manufacturer of radioelectronic subsystems, devices and thermoelectric cooling systems, and OAO Production and Experimental Factory Soyuz, a leading maker of corrugated cardboard crates and packaging. PAO Radiofizika received the status of managing company of an eponymous technopark, and OOO ABBY, Russia’s leading OCR and linguistic software developer, became an anchor resident of the Otradnoye technopark. The Head of Moscow’s Department of Science, Industrial Policy and Enterprise Alexei Fursin said that companies received more than RUB 2.5 billion in tax breaks over the past four years. Moscow is home to 39 industrial complexes and 33 technoparks.

Tax breaks will also be granted to members of an international medical cluster being established at Skolkovo. Its properties will be exempt from the corporate property tax for the next ten years, according to a bill approved by the Moscow City Duma. The cluster’s management companies and members operating in its territory will be exempt from the transport tax for ten years too. According to Vladimir Yefimov, a Minister at the Government of Moscow and Head of the Moscow Department of Economic Policy and Development, such steps would help attract investments in the cluster development and in construction of modern medical clinics and diagnostic centers.

Macroeconomics

Moscow’s high-tech exports are on the rise

The real sector drove Moscow’s export growth over the first three quarters of 2017. In particular, R&D exports grew 50%, while manufacturing exports increased 40%. High-tech manufacturing has demonstrated export growth in 2017, including aerospace, chemicals, machinery and equipment, and auto making. “Moscow is a high-tech export hub, offering a wide variety of products and services”, Head of the Moscow Department of Economic Policy and Development Vladimir Yefimov said. “Around 75% of Moscow’s exports are to Europe, including Germany, the UK, France, Italy, The Netherlands and Finland, as well as to China, Turkey and Poland”.

Events

French business executives express an interest in localizing manufacturing in Moscow

A working meeting of general managers of localized international enterprises with government officials took place with support from the Localization Committee of CCI France Russie, the Russian-French Chamber of Commerce and Industry. Key topics covered manufacturing localization, special economic zones, measures of state support and government assistance with the strengthening and development of cooperation between Russian suppliers and foreign manufacturers on investment projects.

French investors stressed the importance of support for projects carried out in Moscow. “The French business has been demonstrating a sustained strong interest in investing in Moscow. As of April 1, 2017, accumulated French direct investments in Moscow had reached $4.2 billion”, Head of the Moscow Department of Economic Policy and Development Vladimir Yefimov said.

Investment

Moscow investment remains consistently strong

Investment in Moscow is growing at five times the national Russian rate. “This is a testament to our city’s efforts to improve upon our comfortable environment for doing business. Our main focus is on lowering administrative barriers, developing industrial, innovation, transport and social infrastructure, and improving public spaces”, Vladimir Yefimov, a Minister at the Government of Moscow and Head of the Moscow Department of Economic Policy and Development, said in remarks on the latest statistical data.

Investments in Moscow’s economy have risen 50% in recent years. “This number has approached RUB 2 trillion – these are all capital expenditures”, Moscow Mayor Sergei Sobyanin said, adding that the city was spending almost half a trillion roubles annually on infrastructure development.

Moscow Property Auctions

A future leaseholder to restore the historic Survey Office building

The city-owned mansion of a 17th-century town estate that used to host the Moscow Survey Office has been put up for auction sale at a discounted lease rate and subject to mandatory restoration. The former Survey Office is a three-story, 1,700 square-meter building located five minutes from the Kitay-Gorod Metro station. Investors have been invited to bid for the right to lease the historic building on attractive terms, according to Head of the Moscow Department of Competition Policy Gennady Dyogtev. “The prospective investor will be able to lease a historic building in the heart of Moscow for the next 49 years at RUB 1 per square meter annually”, he said.

Land lots zoned for manufacturing or warehouses within Moscow offered for sale

Eleven land lots inside MKAD intended for construction of manufacturing facilities or warehouses ranging between 0.3 and 4.4 hectares in area have been put up for sale through an auction. The properties are located in industrial areas, close to railway or other transport hubs. Three lots are offered in the Southern Administrative District, two in the South-Western, Troitsk and Zelenograd Administrative Districts each, and one in the Northern and Western Administrative Districts each.

The Department of Economic Policy and Development of Moscow

www.depr.mos.ru

Moscow City Investment Agency

www.investmoscow.ru/agency

Purchasers’ portal

www.zakupki.mos.ru

The Moscow Digest archive is available at the Moscow Investment Portal.

Инвестиционный дайджест Москвы

Декабрь 2017

Уважаемые коллеги!

Департамент экономической политики и развития города Москвы совместно с Городским агентством управления инвестициями представляет вам очередной выпуск дайджеста основных инвестиционных событий в Москве.

Новости

Москва вошла в высшую инвестиционную лигу

Столица вошла в группу регионов-лидеров с самым высоким в России инвестиционным потенциалом и с наиболее низкими инвестиционными рисками по версии экспертов рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Эта оценка свидетельствует о высоком интересе инвесторов к реализации проектов на территории города. «И это логично, поскольку растут промышленность, экспорт, доходы бюджета – вся столичная экономика на этапе роста, – прокомментировал результаты рейтинга Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Владимир Ефимов.

Высокие показатели Москвы в рейтингах – результат планомерной структурной работы по совершенствованию предпринимательского климата. Так, Москва уже несколько лет подряд возглавляет Национальный рейтинг прозрачности госзакупок на уровне субъектов РФ, подготовленный Национальной ассоциацией участников электронной торговли. Наивысшую оценку – «Гарантированная прозрачность» - город получил на основании анализа 41 тыс. наиболее значимых региональных закупщиков, обеспечивающих нужды субъектов Российской Федерации.

Офсетные контракты важны для локализации производства фармпрепаратов в столице

«Конкурентная среда в Москве должна совершенствоваться за счет эффективной системы управления закупками и внедрения единого стандарта закупок. Ежегодный объем лекарственных препаратов, медицинских изделий и оборудования, закупаемых заказчиками Москвы, превышает 60 млрд рублей»,– сообщила заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, выступая на открытой бизнес-сессии «Закупки. Диалог с производителями».

Наталья Сергунина подчеркнула, что работа с производителями напрямую, без посредников, принципиальна для Москвы, а тем, кто развивает высокотехнологичные производства по приоритетным для города направлениям, город готов предложить гарантированные закупки в долгосрочной перспективе

Сегодня Москва — один из крупнейших государственных заказчиков в стране. За право работать со столицей готовы конкурировать серьезные участники рынка. Поэтому необходимо продолжить практику заключения долгосрочных контрактов в обмен на инвестиции, заявила Наталья Сергунина. «Практику заключения офсетных контрактов столица применила впервые. Продолжение обязательно последует, так как у рынка есть на это запрос. Столица заинтересована в создании современных импортозамещающих производств с высокой добавленной стоимостью и готова создавать для этого условия», — констатировала вице-мэр.

Также она отметила, что долгосрочный заказ локализованной продукции позволит существенно снизить цену на закупаемые лекарства и получить гарантированный объем препаратов от надежного поставщика.

Директор Городского агентства управления инвестициями стал финалистом конкурса Внешэкономбанка

Леонид Кострома, директор ГБУ «Городского агентства управления инвестициями» (ГАУИ), прошел отбор Внешэкономбанка на позицию региональных менеджеров и стал финалистом конкурса. Региональные менеджеры будут вести проактивный поиск и структурировать инвестиционные проекты для привлечения долгосрочного финансирования Внешэкономбанка. Новый статус позволит Леониду Костроме в полной мере раскрыть инвестиционный потенциал Москвы и привлечь новые инвестиции в перспективные проекты столицы в сфере транспорта, коммунальной инфраструктуры, здравоохранения, а также при локализации современных производственных предприятий.

Москва имеет значительный экономический и инвестиционный потенциал. По словам Леонида Костромы, приоритетным направлением для совместной работы с Внешэкономбанком станет привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты города, проекты в сфере промышленности и высоких технологий.. «Глубокое понимание специфики инвестиционных проектов и высокий профессионализм команды Городского агентства управления инвестициями позволят получить максимальную синергию от нашей совместной работы с Внешэкономбанком», подчеркнул директор ГАУИ.

Меры поддержки

Правительство Москвы совершенствует систему поддержки предприятий

Большее число предприятий в Москве может рассчитывать на государственную поддержку – соответствующее постановление утвердило Правительство Москвы.

Документом, в частности, снижен объем инвестиций, заявляемых юрлицом в целях присвоения статуса инвестиционного приоритетного проекта Москвы(ИПП) новым проектам, связанным с промышленностью и информационными технологиями.

Кроме того, соискателям статуса якорных резидентов, дающего право на льготы, разрешается иметь обособленные подразделения за пределами Москвы. Раньше для столичных предприятий с филиалами в Московской области эти структуры могли быть единственным препятствием к получению статуса. Теперь этот барьер устранен. Кроме того, для них установлен ряд не общих, как это было ранее, а конкретных требований по критериям: инвестиции, выручка, фонд оплаты труда – все на один кв. метр, а также средняя заработная плата.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов отмечает: «Город совершенствует созданную систему поддержки реального сектора Москвы, опираясь на собственный мониторинг и на мнение бизнеса, который заявляет о своих нуждах. Принятые меры расширят круг предприятий реального сектора, пользующихся льготами. Это, в свою очередь, будет способствовать активному притоку инвестиций, соответственно, укреплению столичной экономики».

Новая мера поддержки промышленных предприятий вводится в Москве

Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о том, что в Мосгордуму будет внесен законопроект, отменяющий выплату 80% от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если предприятие планирует строительство производственного, промышленного и научного назначения.

Это приведет к созданию новых производственных площадей и рабочих мест, а также к росту объема выпускаемой продукции. Мэр Москвы также добавил, что в городе создана серьезная система поддержки промышленных предприятий. «Введены налоговые льготы, льготы при аренде земли. Буквально не так давно мы приняли решение, связанное со льготами на технологическое подключение, субсидированием части закупаемого оборудования и целым рядом других преференций», — подчеркнул он.

Налоговые льготы получили еще пять столичных предприятий и участники международного медицинского кластера

Снизить налоговую нагрузку компаниям помог полученный статус промышленного комплекса, управляющей компании и якорного резидента технопарка. Налоговая нагрузка для них снизится на 17–25% по сравнению с обычным уровнем.

Статус промышленных комплексов получили: ОАО «Кондитерско-булочный комбинат «Простор» выпускает хлеб, торты и другие мучные и кондитерские изделия, ПАО «Научно-производственное предприятие «Импульс» выпускает радиоэлектронные подсистемы, приборы и системы термоэлектрического охлаждения, а также крупнейший производитель тары и упаковки из гофрокартона ОАО «Производственно-экспериментальная фабрика «Союз». Помимо этого, ПАО «Радиофизика» получило статус управляющей компании одноименного технопарка, а ООО «Аби» (крупнейший отечественный разработчик программного обеспечения в области распознавания текстов и лингвистики) стал якорным резидентом технопарка «Отрадное». Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексей Фурсин сообщил, что за четыре года общая сумма предоставленных предприятиям налоговых льгот составила более 2,5 млрд руб. Сегодня в столице работают 39 промышленных комплексов и 33 технопарка.

Налоговые льготы будут предоставлены также участникам международного медицинского кластера. Недвижимость создаваемого в «Сколкове» международного медицинского кластера на 10 лет освободят от налога на имущество организаций. Соответствующий законопроект одобрила Мосгордума. Также на 10 лет от транспортного налога освободят управляющие компании этого кластера и участников проекта, работающих на его территории. По словам Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента экономической политики и развития Владимира Ефимова, такие меры позволят привлечь инвестиции в развитие кластера, а также в строительство современных клиник и диагностических центров.

Макроэкономика

Москва увеличила объемы высокотехнологичного экспорта

Локомотивом экспортного роста за три квартала этого года стал реальный сектор экономики города. В частности, научные исследования и разработки продемонстрировали рост в 50%, а обрабатывающие производства столицы увеличили экспортные поставки на 40%. Рост экспорта в 2017 году демонстрируют высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности: аэрокосмическая отрасль, химическое производство, производство машин и оборудования, а также производство автомобилей. «Москва — центр высокотехнологичного экспорта, товарный и сервисный ассортимент которого разнообразен, — отметил руководитель Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов. – Около 75% экспорта Москвы идет в страны Европы — Германию, Великобританию, Францию, Италию, Нидерланды, Финляндию, а также Китай, Турцию, Польшу».

Мероприятия

Французский бизнес заинтересован в локализации производства в столице

Рабочая встреча руководителей иностранных локализованных предприятий с представителями государственной власти прошла при поддержке Комитета по локализации Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCI France Russie). Ключевыми темами конференции стали локализация производства, работа особых экономических зон, инструменты государственной поддержки и содействие правительства в укреплении и развитии партнерства между российскими поставщиками и иностранными производителями при реализации инвестиционных проектов.

Французские инвесторы подчеркнули важность поддержки проектов, реализованных на территории столицы. «Москва является комфортным местом для организации производства благодаря системной работе города в этом направлении. Создана система поддержки промышленных предприятий, введены налоговые льготы, льготы по аренде земли, субсидирование части стоимости закупаемого оборудования, расходов на техподключение и целый ряд других преференций», – подчеркнул директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома.

Инвестиции

Москва сохраняет высокую инвестиционную динамику

Темпы роста инвестиций в Москве в пять раз выше общероссийских. «Это индикатор той работы, которая ведется в городе по совершенствованию комфортной среды для бизнеса. Ее основными направлениями являются снижение административных барьеров, развитие промышленной и инновационной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также благоустройство общественных пространств», – сказал, комментируя данные статистики, министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента экономической политики и развития Владимир Ефимов.

За последние годы инвестиции в экономику столицы выросли в полтора раза. «Эта цифра приблизилась к двум триллионам рублей, это инвестиции в основные фонды», сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин, добавив, что каждый год город инвестирует в развитие инфраструктуры почти полтриллиона рублей.

Московские торги

Межевальную канцелярию восстановит будущий арендатор

Главный дом городской усадьбы XVII века, где располагалась Московская межевальная канцелярия, выставлен на аукцион с льготной ставкой аренды и обязательным условием реставрации. Объект находится в собственности города. Бывший дом межевальной канцелярии представляет собой трехэтажное здание площадью 1,7 тыс. кв. метров, расположенное в пяти минутах от станции метро «Китай-город». Инвесторам предложено побороться за возможность арендовать историческое здание с привлекательными условиями аренды, сообщил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. «Будущий инвестор получит возможность в течение 49 лет со ставкой аренды «1 рубль за кв. метр» арендовать историческое здание в центре Москвы», - напомнил он.

Земельные участки под производство и склады в черте города выставлены на аукционы

11 земельных участков в пределах МКАД под строительство производственных и складских предприятий площадью от 0,3га до 4,4 га выставлены на аукционы. Объекты расположены в промышленных зонах, вблизи крупных железнодорожных и транспортных узлов. Наибольшее количество лотов – 3 земельных участка – сдаются в аренду в Южном административном округе. По два участка выставлены на торги в Юго-Западном, Троицком и Зеленоградском административных округах. По одному лоту выставлены на аукционы в Северном и Западном административных округах.

Департамент экономической политики и развития города Москвы

www.depr.mos.ru

Городское агентство управления инвестициями

www.investmoscow.ru/agency

Портал поставщиков

www.zakupki.mos.ru

Архив дайджеста представлен на Инвестиционном портале Москвы.