Moscow Investment Digest

April 2017

Dear Colleagues,

The Department of Economic Policy and Development of Moscow and the Moscow City Investment Agency present a new issue of the digest of Moscow’s main investment news.

Over the last six years, investments in fixed assets of Moscow’s industrial enterprises have grown 2.5 times

Europe’s largest industrial exhibition Hannover Messe Industrie 4.0 was held in Germany. Russia was represented by Moscow, with its emphasis on high-tech industry, business innovations and training of young professionals.

Natalya Sergunina, Deputy Mayor for Economic Policy and Property and Land Relations, stressed that, in 2016, investment in fixed assets of Moscow’s big and medium-sized manufacturing enterprises was RUB 53 bn, a rise of nearly 2.5 times over 2010. “Overall investments in Moscow manufacturing enterprises has reached RUB 275 bn”, Natalya Sergunina said.

Nearly half (551, or 44%) of Moscow’s real sector enterprises are exporters; that includes about 300 manufacturing enterprises (42% of their total number). In 2016, Moscow’s real sector enterprises increased their exports by 39.4% (+ RUB 148.1 bn), mostly due to the defence and aerospace sectors. Other sectors that demonstrated high growth rates last year were R&D (+35.9%) and end-consumer-orientated sectors, such as car manufacturing (+39.0%) and light industry (+49.1%).

It has become possible since Moscow created an innovative infrastructure and a comprehensive support system for manufacturers of knowledge-intensive products.

In addition, the Industrial Development Fund was launched in Moscow. Its principal task is to support Moscow enterprise investment projects, to assist in modernising production lines and in purchasing innovative equipment. The Fund has products aimed at supporting advanced R&D. At the first stage, the Fund will focus on loans of up to RUB 50 m for up to 5 years at an interest rate of 5% per annum. This year’s plans already involve ear-marking about RUB 800 m for supporting industry and entrepreneurship”, Natalya Sergunina noted.

Macroeconomy: Moscow’s socioeconomic development in 2016

Moscow’s Analytical Centre presented its socioeconomic development digest for 2016; inflation was 106.2% compared to December 2015, which was half the level of the year before; business power consumption increased by 4.1%; goods shipped by manufacturing processing enterprises grew in volume by 8.3%. In addition, the total number of individual entrepreneurs grew by 22,300; the number of vacancies submitted to employment services was higher than the number of the unemployed; the average number of persons employed in the Moscow economy grew by 362,500.

Experts also note that while, country-wide, investments in Russia dropped by 0.9%, investments in fixed capital in Moscow grew by 0.7%; the total area of high-quality office space was 15.9 million sq. m.; at year-end, the percentage of profitable organisations was about 77%. The increase in Moscow’s budget revenues exceeded 11%.

Moscow is one of Russia’s biggest pharmaceutical industry centres

Sergei Sobyanin and Anatoly Chubais, Chairman of the Board of MC Rusnano JSC, launched NovaMedica’s technological centre at the Technopolis Moscow in New Moscow. The new integrated pharmaceutical plant has a research lab and production lines for manufacturing dozens of pharmaceuticals. The construction of a major plant is to start in May 2017.

Moscow is the centre of Russia’s pharmaceutical industry; it has 17 big and medium-sized enterprises. In 2016, 100 million packages of various pharmaceuticals were produced in Moscow.

Moscow produces about 14% of Russia’s perfumes and beauty products

Sergei Sobyanin unveiled new production lines of Faberlic JSC, one of Russia’s major beauty product manufacturers. Moscow is considering granting the company the status of an industrial complex. We would like to remind you that the Moscow Government supports enterprises by reducing ground rent rates and by offering reduced rates on profit, land and property taxes.

The Mayor of Moscow says that Moscow is among the leading perfume and beauty product manufacturers. It produces about 14% of Russia’s entire output. The enterprises employ 3,600 people. At year-end 2016, average wages in the industry were RUB 66,400.

Moscow presented its investment potential in the United Arab Emirates

The annual investors’ meeting held in April in the World Trade Centre in Dubai served as an open platform for presenting Moscow investment opportunities. Visitors from 140 countries attended the event, which was centered on “International Investments, Path to Competitiveness and Development.”

Speaking at the event, Sergei Cheremin, a Moscow Government Minister, Head of the Department for External Economic and International Relations, noted that, today, Moscow is drawing the attention of the biggest financial and industrial corporations. They are interested, in particular, in transport infrastructure development and related development projects, hotels, malls and medical clusters in Moscow.

Reduced lease rate programme helps open over 20 private kindergartens and schools in Moscow

The programme has proved its effectiveness and will be continued in 2017. Gennady Dyogtev, Head of the Department for Competition Policy, said that the fierce competition at auctions proves that the programme is in demand.

“21 facilities for opening private kindergartens and schools under the 1 RUB per 1 sq.m. programme have been leased through Moscow’s Unified Trade Platform since 2014, when it was launched. Half the lessees have already fulfilled all the conditions for switching to the reduced rate”, Gennady Dyogrev said, adding that, in 2017, another six city facilities will be leased out at the reduced rate.

Currently, two buildings are up for auction: in the Central and the South-Eastern Administrative Districts. The documentation on the lots is available on the Moscow Investment Portal in the “Benefits Programmes” section.

Moscow’s online services make it very easy to seek premises for small and medium-sized businesses

Moscow has held the “Government contracts: FOR fair procurement” All-Russia Forum and Exhibition. At the Moscow Government Stand, Natalya Sergunina, Deputy Mayor for Economic Policy and Property and Land Relations Relations, said that, since 2014, over 10,000 unique users had participated in bidding at e-auctions at which Moscow city property could be purchased and leased.

“Owing to the auction standards we had adopted, we succeeded in making e-auctions transparent and easy to understand. We standardised the bidding procedure, consolidated information on auction lots on the unified online resource, Moscow Investment Portal. Today, it has over 3,000 listings”, Natalya Sergunina said.

In addition, the Deputy Mayor said that the total contract portfolio of small businesses in 2016 exceeded RUB 200 bn. Many small and medium business entities choose the purchasers’ portal created in Moscow. The annual volume of procurement conducted via the portal exceeds RUB 20 bn. Small business accounts for almost 70% of that amount.

The government contract management model implemented in Moscow is effective at all stages of the procurement process and saves one in three budget roubles.

“For five years running, including 2016, Moscow tops the National Procurement Transparency Ranking of the constituent entities of the Russian Federation. By polling entrepreneurs from Moscow and St Petersburg, the World Bank compiles its influential Benchmarking Public Procurement Report. We hold leading positions there, alongside the US and the UK and ahead of Singapore and Hong Kong”, Natalya Sergunina said.

Moscow auctions: the city leases out the first trading pavilion

Moscow has opened the first city grocery pavilion, leased out for five years. The grocery store with an area of 56.5 sq.m. is located in the Northern Administrative District on Beskudnikovsky Boulevard.

The right to trade in the city’s first new type pavilion was auctioned off. Under the terms of the agreement, the winner receives a ready-to-operate grocery store for a term of five years. The agreement prohibits subletting. The same model applies to the right to trade from kiosks, which has been regularly put up for auction since 2016. This was the first small grocery store to be auction by the city.

In 2016, over a thousand kiosks were leased out. “Vegetables and Fruits” kiosks are in particular demand. In late April, the right to trade in nearly another hundred kiosks was auctioned off.

Moscow auctions: the garden pavilion at the Lopatina estate has been put up for auction

The Moscow Government is offering investors a cultural heritage site for restoration , the 1911 garden pavilion at the O.A. Lopatina estate, with the right to a long-term lease under the “1 RUB per sq.m.” programme once the pavilion has been restored. The auction for leasing the garden pavilion was announced by the Department for Competition Policy.

All the repairs and restoration work must be completed in under 4.5 years. When the facility is operational, the investor gains the right to the reduced lease rate of 1 rouble per sq.m. for 49 years. The starting price of the annual lease is RUB 65,900. Applications to bid at the auction are accepted until 26 May. The auction will be held on 1 June 2017.

Moscow auctions: Moscow is auctioning off shares in two major printing enterprises

Major investors can try to outbid one another at the auction to buy stock in two Moscow printing joint stock ventures: Pechatniki Paper and Printing Association JSC and Pushkinskaya Square Printing Complex JSC. The total cost of both participatory interests is RUB 952.8 m. The enterprise is involved in publishing and it offers printing services, prepares teaching manuals, etc.

The enterprise is located at 4D Shosseynaya St., five minutes from Lyublino Metro station. Both joint stock ventures make steady profits, says the representative of the Department of City Property that acts as the economic agent of the assets on sale. Applications to bid at the auction are accepted until 30 May. The auction will be held on 7 June 2017.

Thank you for your attention!

We remain sincerely yours and hope for further cooperation,

 

The Department of Economic Policy and Development of Moscow

www.depr.mos.ru

Moscow City Investment Agency

www.investmoscow.ru/agency

Purchasers’ portal

www.zakupki.mos.ru

The Moscow Digest archive is available at the Moscow Investment Portal.

Инвестиционный дайджест Москвы

Апрель 2017

Уважаемые коллеги!

Департамент экономической политики и развития города Москвы совместно с Городским агентством управления инвестициями представляет вам очередной выпуск дайджеста основных инвестиционных событий в Москве.

За последние 6 лет инвестиции в основной капитал промышленных предприятий Москвы выросли в 2,5 раза

В Германии прошла крупнейшая европейская промышленная выставка Hannover Messe «Индустрия 4.0». Россию на выставке представила Москва, которая делает упор на высокотехнологичную промышленность, инновации в бизнесе и подготовку молодых специалистов.

Заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина подчеркнула, что объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности Москвы в 2016 году составил 53 млрд руб., увеличившись по сравнению с уровнем 2010 года почти в 2,5 раза. «Всего за последние шесть лет объем инвестиций в обрабатывающие производства столицы достиг 275 миллиардов рублей», – сообщила Наталья Сергунина.

Практически половина (551, или 44%) московских предприятий реального сектора являются экспортерами, в том числе около 300 обрабатывающих производств (42% от их общего числа). В 2016 году экспорт московских предприятий реального сектора вырос на 39,4% (+148,1 млрд руб.) в основном за счет оборонной промышленности и аэрокосмической отрасли. Высокие темпы роста экспорта в прошлом году продемонстрировал сектор научных исследований и разработок (+35,9%), а также отрасли, ориентированные на конечный потребительский спрос, включая производство автомобилей (+39,0%) и легкую промышленность (+49,1%).

Все это стало возможным благодаря созданной в столице инновационной инфраструктуре и комплексной системе поддержки производителей продукции с высокой интеллектуальной составляющей.

Кроме того, в городе начал работать Фонд поддержки промышленности и предпринимательства. Основная его задача – поддержать инвестиционные проекты московских предприятий, помочь в модернизации производств и закупках инновационного оборудования. Среди продуктов фонда будут и такие, которые направлены на поддержку НИОКРов высокой степени проработки. На первом этапе фонд сконцентрируется на займах до 50 млн рублей на срок до 5 лет и под 5% годовых. Уже в нынешнем году на поддержку промышленности и предпринимательства планируется направить около 800 миллионов рублей», – отметила Наталья Сергунина.

Макроэкономика: Социально-экономическое развитие Москвы в 2016 году

Аналитический центр города Москвы представил дайджест о социально-экономическом развитии столицы за прошлый год, согласно которому инфляция составила 106,2% к декабрю 2015 года и была вдвое ниже, чем годом ранее, энергопотребление бизнесом увеличилось на 4,1%, объем отгруженных товаров по обрабатывающим производствам вырос на 8,3%. Кроме того, на 22,3 тыс. увеличилось общее количество индивидуальных предпринимателей, количество вакансий, заявленных в службу занятости, превысило число безработных, среднесписочная численность занятых в экономике города увеличилась на 362,5 тыс. человек.

Эксперты также отмечают, что при снижении инвестиций по России в целом на 0,9% в Москве объем инвестиций в основной капитал увеличился на 0,7%, общий объем качественных офисных площадей составил 15,9 млн кв. м, доля прибыльных организаций по итогам года – около 77%. При этом рост доходов бюджета Москвы превысил 11%.

Москва является одним из крупнейших российских центров фармацевтики

Сергей Собянин и председатель правления ОАО «УК «Роснано» Анатолий Чубайс открыли технологический центр компании «НоваМедика» в технополисе «Москва». Новая фармацевтическая фабрика полного цикла включает исследовательскую лабораторию, а также производственные линии для выпуска десятков наименований лекарств. Строительство большого завода планируют начать в мае этого года.

Москва – центр фармацевтической отрасли России, в которой работает 17 крупных и средних организаций. В 2016 году в столице произвели 100 миллионов упаковок различных препаратов.

В Москве производится около 14% российской парфюмерно-косметической продукции

Сергей Собянин открыл новые производственные линии одного из крупнейших российских производителей косметики – ОАО «Фаберлик». Город рассматривает вопрос о присвоении компании статуса промышленного комплекса. Напомним, для поддержки предприятий Правительство Москвы снижает ставки арендной платы за землю, а также предоставляет льготы по налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на имущество.

По словам Мэра Москвы, столица является одним из лидеров по производству парфюмерно-косметической продукции. Здесь производится около 14% всего российского объема парфюмерии. На предприятиях отрасли занято 3,6 тыс. человек. Средняя заработная плата по итогам 2016 года составила 66,4 тыс. руб.

Москва представила свой инвестиционный потенциал в ОАЭ

Открытой площадкой для презентации инвестиционных возможностей Москвы стала ежегодная встреча инвесторов, которая прошла в апреле во Всемирном торговом центре в Дубае. В мероприятии, главной темой которого в этом году стали «Международные инвестиции, путь к конкурентоспособности и развитию», приняли участие представители 140 стран мира.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергей Черемин, выступая на мероприятии, отметил, что к Москве сегодня проявляют внимание крупнейшие финансово-промышленные корпорации. В частности, их интересует развитие транспортной инфраструктуры и смежных девелоперских проектов, гостиничные проекты, проекты торговых центров, офисные и медицинские кластеры на территории Москвы.

Программа льготной аренды помогла открыть в Москве больше 20 частных детских садов и школ

Реализация программы доказала свою эффективность и будет продолжена в 2017 году. Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев сообщил, что о востребованности программы говорит высокая конкуренция на торгах.

«21 объект для открытия частных детских садов и школ по программе «1 рубль за 1 квадратный метр в год» арендован через Единую торговую площадку Москвы с 2014 года – с момента запуска программы. Половина арендаторов уже выполнила все условия для перехода на льготную ставку», – сказал Геннадий Дёгтев, добавив, что в 2017 году по льготной ставке будут переданы в аренду еще шесть городских помещений.

В настоящее время на торги выставлены два здания: в Центральном и Юго-Восточном административных округах. Ознакомиться с лотовой документацией можно на Инвестиционном портале Москвы в разделе «Льготные программы».

Московские онлайн-сервисы максимально упростили поиск помещений для малого и среднего бизнеса

В Москве прошел Всероссийский форум – выставка «Госзаказ – ЗА честные закупки». В ходе осмотра стенда Правительства Москвы заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина отметила, что более 10 тыс. уникальных пользователей приняли участие в электронных аукционах по продаже и аренде имущества города Москвы с 2014 года.

«Благодаря принятому стандарту проведения торгов электронные аукционы удалось сделать понятными и прозрачными. Мы стандартизировали процедуру участия в аукционах, консолидировали информацию о выставленных на аукцион объектах на едином ресурсе – Инвестиционном портале Москвы. Только сегодня на нем более трех тысяч объектов», – сказала Наталья Сергунина.

Кроме того, по словам заммэра, совокупный портфель заказов малого бизнеса в 2016 году превысил 200 млрд рублей. Многие субъекты МСП выбирают созданный в Москве портал поставщиков. Ежегодный объем закупок на нем – более 20 миллиардов рублей. Почти 70% от этой суммы приходится на малый бизнес.

Реализованная в Москве модель управления госзаказом эффективна на всех стадиях закупочного цикла и позволяет экономить каждый третий бюджетный рубль.

«Уже пятый год подряд, включая 2016 год, столица возглавляет Национальный рейтинг прозрачности закупок среди субъектов Российской Федерации. На основе опросов предпринимателей из Москвы и Петербурга составляется авторитетный рейтинг Всемирного банка «Сравнение систем государственных закупок». В нем мы занимаем лидирующие позиции наравне с США и Великобританией, опережая Сингапур и Гонконг», – заявила Наталья Сергунина.

Московские торги: город передал в аренду первый торговый павильон

В Москве открыли первый городской продуктовый павильон , который был передан в аренду на пять лет. Универсам площадью 56,5 квадратного метра расположен в Северном округе на Бескудниковском бульваре.

Право торговать в городском павильоне нового образца разыгрывалось на аукционе. Согласно условиям договора победитель на пять лет получает готовый универсам, в котором может продавать продукты. По договору сдавать площадь в субаренду нельзя. По такой же схеме с 2016 года разыгрывается право ведения торговли в киосках. Небольшой универсам город выставлял на аукцион впервые.

В 2016 году сданы в аренду более тысячи киосков. Особым спросом пользуются «Овощи и фрукты». В конце апреля было разыграно право торговли еще почти в сотне киосков.

Московские торги: садовый павильон усадьбы Лопатиной на Арбате выставлен на аукцион

Власти Москвы предлагают инвесторам восстановить объект культурного наследия – садовый павильон городской усадьбы О.А. Лопатиной 1911 года – и получить право долгосрочной аренды по программе «1 рубль за 1 кв. метр в год». Аукцион на право аренды садового павильона объявил Департамент города Москвы по конкурентной политике.

На все виды ремонтно-реставрационных работ отводится до 4,5 года. После сдачи объекта в эксплуатацию инвестор получит право льготной аренды 1 руб. за 1 кв. м сроком на 49 лет. Начальная стоимость годовой арендной платы составляет 65,9 тыс. руб. Заявки для участия в аукционе принимаются до 26 мая. Торги пройдут 1 июня 2017 года.

Московские торги: Москва продает с аукциона две доли крупных полиграфических предприятий

Крупным инвесторам предложено побороться на аукционе за право покупки долей в двух полиграфических акционерных обществах Москвы – ОАО «Бумажно-полиграфическое объединение «Печатники» и АО «Полиграфический комплекс Пушкинская площадь». Общая стоимость двух пакетов акций составляет 952,8 млн руб. Предприятие занимается редакционно-издательской деятельностью, оказанием полиграфических услуг, подготовкой учебных материалов и так далее.

Предприятие находится по адресу: ул. Шоссейная, 4Д – в пяти минутах от метро «Люблино». Оба акционерных общества приносят стабильную прибыль, отмечает представитель хозяйствующего субъекта продаваемых активов, которым выступает Департамент городского имущества города Москвы. Заявки на участие в аукционе принимаются до 30 мая. Торги пройдут 7 июня 2017 года.

АНОНС

Ищете помещения для развития бизнеса? Нужна гарантия чистоты сделки? Думаете, что оформление сделки с государством – это сложный и длительный процесс?

Записывайтесь на вебинар «Инвестпортал Москвы: экономия Вашего времени и удобство участия в московских торгах» и узнайте как арендовать или приобрести помещение у города.

Как принять участие в аукционе по продаже и аренде городского имущества? Где познакомиться с объектами торгов, лотовой документацией, записаться на осмотр и подписаться на новые торги? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы на вебинаре 30 мая 2017 года.  

Ведущие вебинара – Леонид Кострома, директор Городского агентства управления инвестициями и Василий Калинкин, начальник отдела привлечения и сопровождения инвестиций Управления подготовки и проведения земельно-имущественных торгов Департамента города Москвы по конкурентной политике. 

Вебинар начнется 30 мая  в 10.00.

Регистрация на вебинар – по ссылке.

Видеоматериалы

Итоги рейтинга регионов по развитию ГЧП

Москва по итогам 2016 года стала лидером Рейтинга регионов России в сфере реализации проектов с участием государства и бизнеса. Итоги рейтинга были объявлены на IV инфраструктурном конгрессе «Российская неделя ГЧП».

Подписание соглашения о сотрудничестве между Центром развития ГЧП и Городским агентством управления инвестициями

В рамках IV инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП» между ГБУ «ГАУИ» и Центром развития ГЧП было подписано соглашение о сотрудничестве с целью развития институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства.

Голосование
Какие объекты, которые находятся в настоящее время на имущественно-земельных торгах, Вам интересны?

Департамент экономической политики и развития города Москвы

www.depr.mos.ru

Городское агентство управления инвестициями

www.investmoscow.ru/agency

Портал поставщиков

www.zakupki.mos.ru

Архив дайджеста представлен на Инвестиционном портале Москвы.