Максим Решетников о новых налоговых льготах для социальных объектов


- Максим Геннадьевич, недавно в Мосгордуму был внесен проект, который предусматривает предоставление социально значимым объектам столицы дополнительных налоговых льгот. О каких конкретно объектах идет речь в данном случае?

- В законопроекте собраны четыре основные темы, которые действительно объединяет одна идея – это поддержка социально ориентированного бизнеса, необходимого Москве. Первая тема, наверное, самая резонансная – это предоставление дополнительных льгот по земельному налогу для строящихся стадионов. Дело в том, что в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу восемнадцатого года, равно как и к чемпионату мира по хоккею шестнадцатого года, в городе уже построено или находится на завершающей стадии строительства ряд крупных спортивных объектов. Их отличительной особенностью является то, что на этих современных сооружениях будет не только спортивная, но еще и сопутствующая инфраструктура: офисы для размещения клубов, торговые пространства. Это дорогостоящие объекты, которые надо потом содержать. То есть это такие комплексные, рассчитанные на грамотную эксплуатацию объекты, строящиеся по прозрачным правилам: понятные инвесторы, с уплатой всех налогов и так далее. В результате их стоимость на момент введения в эксплуатацию оказывается очень высокой. Поэтому в прошлом году были приняты определенные льготы, связанные с налогом на имущество: налоговая нагрузка была снижена в десять раз. Но этого оказалось недостаточно. Крупные инвесторы обратились к Правительству Москвы и попросили ввести льготу по земельному налогу на строящиеся спортивные объекты, поскольку действие нынешней налоговой льготы распространяется только на эксплуатируемые сооружения. Мы посмотрели экономику этих объектов в существующих условиях и пришли к выводу, что предоставление налоговых льгот на незавершенные стадионы действительно необходимо. Это поможет вовремя их достроить, должным образом оснастить и обеспечить нормальную эксплуатацию в будущем. Поэтому нагрузка по земельному налогу под строящиеся спортивные объекты снижена в пять раз.

- Это хорошо, со спортивными объектами разобрались. Что следующее, медицинские учреждения?

- Да, вторая тема – это медицинские учреждения. За последние несколько лет в городе было введено много медицинских учреждений внебюджетного строительства. Частные инвесторы вкладывали средства в поликлиники, больницы, в исследовательские центры. Как и стадионы, эти объекты строились по прозрачным правилам. В результате оказалось, что у них высокая балансовая стоимость, и налог на них начисляется достаточно высокий – 2,2% балансовой стоимости согласно общему правилу налогообложения. Но, безусловно, экономика этих больниц и поликлиник не рассчитана на такую налоговую нагрузку, которая оказалась даже выше, чем у торговых центров. Таковы правила налогообложения, которыми предусмотрен налог не с объекта, а с его стоимости. Поэтому мы пошли навстречу бизнесу, и практику десятикратного снижения налоговой нагрузки на имущество, апробированную в прошлом году на вновь введенных стадионах, предложили распространить на объекты здравоохранения. При этом надо сказать, что это в подавляющем большинстве обычные объекты: поликлиники, построенные частными инвесторами в рамках комплексной застройки, а не элитные больницы для закрытого круга лиц.

- Тогда возникает другой вопрос. Насколько нужно снизить это налоговое бремя, например, для медицинских учреждений? Для того, чтобы они себя достаточно комфортно чувствовали?

- Мы исходим из того, что эта цифра (снижения в десять раз) вполне обоснована исходя из экономики учреждений. Конечно, при введении налоговых льгот мы всегда смотрим экономику предприятий. В данном случае мы понимаем, что при действующем уровне налоговой нагрузки эти объекты просто закроются. Поэтому, конечно, стараемся максимально дифференцировать нашу налоговую политику с тем, чтобы поддержать эти структурные изменения в экономике города, поддержать развитие социально ориентированного бизнеса, развитие товаропроизводящего бизнеса. Потому что третье направление налоговых льгот, которое предлагается, – это льготы агрокластерам. Вы знаете, в прошлом году мы приняли законодательство по агрокластерам. Это такие крупные торгово-распределительные объекты, которые приходят на смену овощным базам.

Если рассмотреть принципы торговли Фудсити, первого московского агрокластера мирового уровня, – здесь все прозрачно, уплачиваются налоги, действуют прозрачные системы отношений, прозрачные условия доступа. Любой производитель из региона может привезти свои товары на московские предприятия общепита, в рестораны. Но в то же время это не просто крупные объекты, это еще и объекты, к которым предъявляются определенные требования: должны быть аквариумы для живой рыбы, кросс-доки, прозрачная система цен, условия доступа и т.д. То есть это объекты, которые далеко не так выгодны, как крупные торговые центры и как те же овощные базы, где все делается без всяких правил. И чтобы поддержать экономику таких центров, особенно на старте, мы предлагаем снизить налоговое бремя по налогу на имущество от кадастра (а там дорогие, большие объекты). При этом данная налоговая льгота носит во многом временный характер. Потому что на первых порах налоговая нагрузка снижается в четыре раза, но дальше она начинает уже повышаться, ведь в долгосрочной перспективе такие объекты, безусловно, экономически выгодны.

- В данном случае снижение налоговых льгот рассчитано на инвесторов. Понятное дело, им хорошо – они меньше тратят. А вот мне, москвичу, что это даст? Вот, например, в агрокластере: может, мне цены сделают ниже? На огурцы, помидоры?

- Снижение налоговых льгот всегда рассчитано не на бизнес или, вернее, не только на бизнес, а в первую очередь на москвичей как потребителей услуг и тех, кто работает в этом бизнесе. Возьмем стадион: мы же понимаем прекрасно, что это те деньги, которые останутся в спортивных клубах и на которые спортивный клуб либо достроит свои объекты, либо истратит на детские школы, социальные проекты, профессиональный спорт, так необходимый нашей стране. Но это же не торговля, нефть, металлургия и так далее. Это все-таки другое состояние, поэтому мы должны их поддерживать.

Здравоохранение. У москвичей должен быть выбор: обратиться в бюджетную поликлинику или в частную. И этой системой льгот мы поддерживаем этот выбор, поддерживаем эту дифференциацию. Ну и, вы уж извините меня, опять-таки подчеркну, что медицинские учреждения у нас есть разные, зачастую и достаточно успешные, но это тоже не самый доходный бизнес. Поэтому нам очень важно, чтобы этот сектор рос и в конечном итоге начал предоставлять услуги москвичам по разумным ценам. В агропромышленном кластере, как вы правильно сказали, ключевым критерием эффективности являются цены на продукты. И во многом благодаря развитию этой инфраструктуры и товаропроводящей сети в Москву из других регионов и стран нам удается сдерживать рост цен, который, если бы всего этого не было, был совсем другим. Потому что уровень цен на продовольствие (по показателям прошлого года) в Москве оказался далеко не самым высоким. Хотя традиционно любые всплески цен сказываются в первую очередь на Москве, потому что рынок очень большой. Это все нам позволяет контролировать ситуацию в экономике, уровень цен для москвичей, поддерживать занятость и, в конце концов, в это сложное время поддерживать также бизнес. В конечном итоге – поддерживать рабочие места. Но если говорить еще и о потенциально выпадающих доходах, давайте уж честно говорить – мы с вами даем бизнесу то, чего еще не получили, но в перспективе эти средства он должен будет нам вернуть. То есть это случай, с моей точки зрения, самый замечательный в экономике, когда мы обсуждаем способы раздела будущих прибылей, а не пытаемся найти, на кого списать убытки. Поэтому это решение экономически абсолютно правильное, взвешенное, и мы рассчитываем, что депутаты его поддержат.

Источник: Департамент экономической политики и развития города Москвы