Москва по кругу: каким станет второе кольцо метро


Первый участок большого кольца откроют уже в этом году. На нем будет пять станций – от «Делового центра» до «Петровского парка».

Второе кольцо метро окончательно достроят в 2020 году. Его еще называют Третьим пересадочным контуром (ТПК): первый – это станции в центре, а второй – существующая Кольцевая линия. А осенью на карте метрополитена появится еще одно кольцо – Московская кольцевая железная дорога (МКЖД).

Новое подземное кольцо станет самой длинной веткой Московского метрополитена. Оно объединит все радиальные направления на расстоянии примерно 10 километров от Кольцевой линии.

От идеи к стройке 

Построить второе кольцо захотели еще в 1947 году. Тогда Москва росла на юго-запад, и необходимо было связать новые районы с востоком города. Полукольцо должно было возить людей в сторону завода имени Сталина, в Дангауэровку и Лефортово. Его планировали постепенно продлевать в обе стороны и замкнуть в большое кольцо. Но планы так и остались планами: вместо дорогостоящих тоннелей тогда ограничились трамваями, автобусами и троллейбусами, а жители пригорода ездили по железной дороге.

К идее большого кольца вернулись в 1980-х, когда Москва начала расширяться за МКАД. Появились планы сделать скоростные хордовые линии, чтобы связать отдаленные районы с центром. На карте метро могли появиться четыре хорды, а участки между ними и стали бы Третьим пересадочным контуром. Планы отодвинул распад СССР.

В 2005 году этот проект снова стал актуальным. В это время заканчивалось строительство трех станций в районе делового центра «Москва-Сити» и возводился жилой комплекс на Ходынском поле. Строительство первой хордовой линии – Солнцевской – тогда затянулось, и было решено строить ТПК как отдельную ветку. Она должна была пройти от «Делового центра» до «Динамо». Как вариант, она могла бы стать частью так называемого мини-метро – продолжением ответвления Филевской линии.

На первом участке планировали строить девять станций: «Шмитовскую», «Шелепихинскую», «Олимпийскую», «Краснопресненский проспект», «Полежаевскую», «Ходынское поле – I», «Ходынское поле – II», «Ленинградский проспект» и «Динамо».

Пять лет проект не реализовали, а в 2010 году планы снова скорректировали. Количество станций сократили до шести и к первой очереди добавили новый участок – «Петровский парк» (ранее «Динамо») – «Нижняя Масловка».

В конце 2011-го возникло предложение объединить северное полукольцо с южным. От «Хорошевской» линия должна была пройти через «Улицу Народного Ополчения», «Нижние Мневники» к «Кунцевской», дальше через «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Калужскую», «Каховскую» с включением Каховской линии, от «Каширской» через «Нагатинский затон», «Печатники», «Текстильщики», «Нижегородскую улицу». Замкнуть линию планировали на «Авиамоторной». В таком виде в 2012 году проект приняло Правительство Москвы.

Трассу нового кольца еще несколько раз корректировали. Например, участок от «Рижской» до «Авиамоторной» решили прокладывать не через «Красносельскую» и «Бауманскую», а через «Сокольники» и «Электрозаводскую». Это сильно упростило строительство и отодвинуло линию дальше от Кольцевой.

После в проекте появились пересадочные узлы с кросс-платформенной пересадкой, когда на разных сторонах одной платформы объединяют направления двух веток. Несколько станций решили делать двухпутными, где по одному тоннелю в разных направлениях движутся два поезда. Пути в них строят в центре станции, а платформы – по бокам.

В прошлом году сразу несколько станций ТПК получили новые названия: «Рижская» стала «Ржевской», «Марьина Роща» – «Шереметьевской», «Кунцевская» – «Можайской», «Нижегородская улица» – «Карачарово», «Электрозаводская» – «Рубцовской», «Сокольники» – «Стромынкой», «Калужская» – «Воронцовской», а «Нагатинский затон» переименован в «Кленовый бульвар». А в 2016 году болельщики предложили переименовать станцию «Ходынское поле» в «ЦСКА».

С ветки на ветку

Строить ветку начали в конце 2011 года со станции «Ходынское поле». Второе кольцо Московского метрополитена может стать самой длинной линией метро в мире. На сегодня рекордсменом считается вторая кольцевая Пекинского метро – линия № 10. Ее длина 57 километров, все 45 станций можно объехать за 104 минуты.

Общая длина ветки составит 59,5 километра. На ней появится 25 станций, 17 из которых будут пересекаться с существующими радиальными линиями, семь – с радиальными направлениями железной дороги и две – с Малым кольцом железной дороги.

Второе подземное кольцо решит проблему пересадок с одной ветки на другую. Сейчас огромное количество пассажиров едет для этого в центр на Кольцевую линию.

С открытием ТПК от «Юго-Западной» до «Кунцевской» можно будет добраться за 18 – 20 минут вместо нынешних 40. На путь от «Калужской» до «Севастопольской» надо будет потратить всего 10 минут, а не 35. Поездка от «Ржевской» до «Авиамоторной» вместо 20 минут займет только 12. А время в пути от «Сокольников» до «Электрозаводской» сократится с 22 до 10 минут.

Третий пересадочный контур должен стать спасением для периферийных районов, где количество пассажиров самое большое. По расчетам, его станциями будут пользоваться около миллиона человек каждый день.

Они существенно снизят нагрузку не только на линии метро, но и дороги, что отразится еще и на экологии районов.

Сейчас по всей Москве метро строят 20 тоннелепроходческих щитов около 35 тысяч человек. В 2014 – 2015 годах метростроители создали большой задел для новых станций и линий. Работы развернуты одновременно более чем на 30 новых станциях.

Первый участок соединит «Деловой центр» и «Петровский парк». Потом поезда поедут до «Нижней Масловки» и соединят «Карачарово» («Нижегородскую улицу») и «Электрозаводскую». Дальше запустят участки от «Хорошевской» до «Каховской», от «Каширской» до «Карачарова», от «Нижней Масловки» до «Электрозаводской», и кольцо замкнется.

Начало кольца

Поезда по новой ветке поедут к концу года. На участке от «Делового центра» до «Петровского парка» откроют пять станций:

- «Деловой центр» (пересадка на одноименную станцию Калининско-Солнцевской линии и станцию «Выставочная» Филевской линии);

- «Шелепиху»;

- «Хорошевскую» (пересадка на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской линии);

- «Ходынское поле» («ЦСКА»);

- «Петровский парк» (пересадка на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии).

Все они откроются одновременно, а шестую станцию на этом участке, «Нижнюю Масловку», запустят в 2018 году. Она строится на большой глубине, и для нее необходимо больше времени. Доехать с одной конечной до другой можно будет за 20 минут.

Станции первого участка сделают в одном стиле: все шесть его частей должны будут составить единую композицию. На первом отрезке кольца решили использовать новый подход, когда дизайн отличает не каждую отдельно взятую станцию, а всю линию вместе.

Архитекторы решили обыграть тюбинги, которыми укрепляют тоннели метро при строительстве. Их ажурные конструкции станут дизайнерской особенностью платформ. Станции будут отличаться цветом, причем зависеть он будет от соседних линий метро.

Для отделки используют натуральный камень – гранит и мрамор. Он должен сделать каждую станцию узнаваемой, сохранив традиционный образ Московского метрополитена. Кроме того, в вестибюлях появятся стекло и стеклопластик.

«Деловой центр»

Станция будет возить к «Москва-Сити» жителей северо-западных районов столицы – Хорошево-Мневников, Хорошевского, Савеловского. Каждый день сюда на работу, за покупками и на деловые встречи приезжают не менее 300 тысяч человек. А со строительством новых башен посетителей будет еще больше.

Из вестибюлей можно будет попасть в торгово-развлекательный комплекс «Афимолл Сити» и в пешеходную зону, перейти на станции «Выставочная» Филевской линии и «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии. Стены станции будут облицованы мрамором, а полы – гранитом. Для облицовки колонн и балконов используют панели из нержавеющей стали.

Над платформой появится подвесной потолок из наклонных парящих плоскостей с подсветкой. Все его пространство разделят на зоны посадочных платформ и переходных галерей.

Станцию оборудуют для удобства маломобильных граждан. Ее уровни соединят лифтами и тактильными полосами. По краю платформы сделают светодиодные светящиеся линии, а на все двери нанесут пиктограммы.

Во время строительства здесь применили уникальную технологию – вибропуть. Поезда будут ехать по монолитным плитам на специальных пружинах. Такой путь как бы подвешен в воздухе, он гасит вибрации от поездов и защищает небоскребы центра «Москва-Сити».

«Шелепиха»

Из двух подземных вестибюлей станции можно будет выйти к остановкам автобусов и троллейбусов на Шелепихинском шоссе и в Шмитовском проезде. Рядом откроют станцию железной дороги, по которой на Белорусский вокзал идут электрички из западных районов Подмосковья.

На платформе появятся два ряда колонн, а в отделке используют камень – гранит и мрамор белого и желтого цветов. При этом дизайн будет создавать ощущение легкого и светлого пространства под землей.

«Хорошевская»

Эта станция будет пересаживать пассажиров с нового кольца на Таганско-Краснопресненскую линию. Поэтому ее решили оформить в фирменных цветах сиреневой ветки.

Для удобства рядом с «Хорошевской» построят транспортно-пересадочный узел с перехватывающей парковкой, где можно будет оставить машину и продолжить путь на метро.

Станция будет перевозить около 300 тысяч человек в сутки, а в утренние и вечерние часы пик – не меньше 27 тысяч человек в час.

«Ходынское поле» («ЦСКА»)

Станцию планировали оформить в черно-белой графике, используя мрамор этих цветов. Она должна была продолжать образ застройки района Ходынского поля.

Но поскольку станция может открыться совсем под другим названием, ее дизайн могут пересмотреть – в нем планируют отразить достижения футбольного клуба ЦСКА.

Станцию строят на территории парка «Ходынское поле», на месте Центрального аэродрома имени Фрунзе, между Ходынским бульваром и заброшенной взлетно-посадочной полосой. Один из выходов будет вести к дворцу спорта «Мегаспорт», другой – к Ледовому дворцу.

Над вестибюлями вскоре планируют построить многофункциональный комплекс. В нем появятся гостиничные номера, офисы, кафе, развлекательные объекты и пункт полиции.

«Петровский парк»

Рядом с районом Аэропорт и станцией зеленой ветки «Динамо» появится бело-зеленая станция «Петровский парк». Пол украсит гранит, а стены – мрамор.

Два подземных вестибюля оборудуют четырехленточными эскалаторами и лифтами для маломобильных граждан. Из юго-западного вестибюля можно будет попасть на станцию «Динамо» и выйти в город. Северо-восточный выведет на Театральную аллею.

Станция будет принимать более 245 тысяч человек в сутки, а утром и вечером  до 24,5 тысячи человек в час.

Источник: Портал Мэра и Правительства Москвы