Гамид Булатов: «Транспортный комплекс Москвы активно сотрудничает с частными компаниями и реализует проекты путем ГЧП»


Первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Гамид Булатов: «Транспортный комплекс Москвы активно сотрудничает с частными компаниями и реализует проекты путем ГЧП».

Насколько удалось изменить дорожно-транспортную ситуацию в Москве за последнее время?

Дорожно-транспортная ситуация в городе стабильно улучшается на протяжении нескольких лет. Это подтверждают данные множества исследований. В 2015 году скорость движения по вылетным магистралям в среднем за сутки увеличилась на 8-12%. По сравнению с 2013 годом она выросла на 19%, а по сравнению с 2012-м – на 23 %.

Расскажите, пожалуйста, о мерах, которые предпринимаются для улучшения транспортной системы города?

Для улучшения транспортной системы Москвы постоянно проводятся мероприятия. В частности, это установка дорожных знаков, нанесение дорожной разметки, устройство других технических средств организации дорожного движения; меры по снижению аварийности; администрирование движения грузового транспорта; организация платных парковок; расчёт планов координации на вылетных магистралях; мероприятия по улучшению условий движения наземного городского пассажирского транспорта; развитие Динамической транспортной модели Московского транспортного узла и пр.

В рамках программы комплексного благоустройства улиц города Москвы «Моя улица», Департамент транспорта разрабатывает транспортные схемы 62 объектов, среди которых 37 улиц протяженностью более 52 км, где в 2016 запланировано комплексное благоустройство.

В сентябре 2015 года в столице при поддержке Правительства Москвы была запущена система краткосрочной аренды автомобилей «Делимобиль». К концу 2016 года парк сервиса должен увеличиться до 1500 машин. Каршеринг успешно зарекомендовал себя во многих крупных городах мира, таких как Милан, Париж, Лондон, где в среднем около 4% населения стали его активными пользователями. Опыт европейских городов показывает, что в первые 3 года запуска услуги каршеринг в городе 30% пользователей системы продают личные автомобили. Соответственно, 1 машина каршеринга может заменить до 10 машин личного транспорта, что способствует существенному снижению количества частного транспорта. В конечном итоге нагрузка на улично-дорожную сеть значительно снижается, увеличивается ее пропускная способность.

Внедрение системы каршеринга также позволит улучшить экологическую обстановку в мегаполисе - по аналогии с европейским опытом, количество загрязняющих выбросов в Москве может быть сокращено на 10-15% к 2020 году.

В столице продолжает реализоваться программа «Общественный транспорт», цель которой - развитие системы городского пассажирского транспорта, включая метрополитен, автобус, троллейбус, классический трамвай, железную дорогу, скоростной трамвай и такси. Общественный транспорт должен занять доминирующую позицию на дорогах Москвы.

Что сделано в последнее время для развития Московского метрополитена? Насколько увеличился пассажиропоток с введением в эксплуатацию перехватывающих парковок?

Инвестиции в Метрополитен составят более 270 млн. руб. на 2016 год, более 1 млрд. руб. на 2017 год и более 1,1 млрд. руб. на 2018 год.

Инвестиционная программа по развитию Метрополитена 2016 направлена на осуществление программы безопасности в метрополитене; программу благоустройства ; повышение надежности систем метрополитена; устройство и укладку бесстыкового пути.

Более 53% инвестиционного бюджета пойдет на плановое обновление и оздоровление инфраструктуры. Это превысит в 3,5 раза аналогичный показатель программы 2014 года. 22% бюджета будет направлено на повышение комфорта перевозок и развитие пассажирских сервисов - в 4,5 раза больше соответствующего показателя программы 2014 года. 5% будет направлено на повышение экономической эффективности.

На первых этапах инвестиционной программы разработаны такие проекты, как дополнительный выход станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Работа над проектированием начнется уже в следующем году.

Расскажите, пожалуйста, об основных инвестиционных проектах, реализованных (а также реализуемых) Правительством Москвы запоследнее время в сфере транспорта.

Из-за радиальной структуры дорожной сети в Москве наблюдается недостаточная связность улиц. Для решения этой проблемы Департамент транспорта предложил построить несколько дорожных объектов, которые улучшат связь между районами Москвы. Уже реализованы две таких связки. В конце 2014 года был построен путепровод между Фестивальной и Талдомской улицами. Это позволило связать районы Ховрино и Западное Дегунино, а также снизить транспортную нагрузку на участке МКАД и Коровинского шоссе на 7%. Также в конце ноября этого года была построена связка между ул. Донецкая и ул. Шоссейная. Открытие данного проезда привело к росту скорости на участке Люблинской улицы на 5%. В будущем будет реализовано строительство дороги от 2-ого Вязовского проезда к ул. Окская; соединение проезда Шокальского; строительство путепровода между ул. Пруд Ключики и 1-ой Фрезерной ул.; строительство эстакады на Аминьевском шоссе и др.

Для улучшения качества обслуживания пассажиров наземного пассажирского транспорта в 2015 году Департамент транспорта начал переход на новую модель управления частными перевозчиками. В 2016 году все коммерческие перевозчики перейдут на работу по госзаказу с заключением контракта на транспортное обслуживание. Оплату частники будут получать в соответствии с условиями госконтракта, за соблюдение стандартов качества обслуживания пассажиров и за количество рейсов в соответствии с расписанием, которое установит город.

Какие проекты вы реализуете на условиях государственно-частного партнерства?

Транспортный комплекс города Москвы активно сотрудничает с частными компаниями и реализует проекты путем государственно-частного партнерства. Это закупка и обслуживание подвижного состава по контракту жизненного цикла, строительство транспортно-пересадочных узлов с участием капитальных вложений инвесторов.

По закону соглашения о государственно-частном партнерстве нельзя применить к объектам Метрополитена. В то же время есть несколько проектов, которые можно реализовать, подключив частное инвестирование:

- эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава пригородного железнодорожного транспорта;

- строительство и реконструкция объектов железнодорожной инфраструктуры (остановочные пункты, ТПУ);

- полное или частичное финансирование создания и проектирования ТПУ;

- осуществление проектирования различных объектов железнодорожной инфраструктуры;

Что в транспортной сфере закупается с применением контрактов жизненного цикла? Какие еще проекты могут быть реализованы на основе этого механизма?

В конце 2015 года ГУП «Мосгортранс» объявил тендер на поставку 333 городских низкозольных автобусов на базе контракта жизненного цикла. Одновременно с этим прорабатывается вопрос закупки трамвайных вагонов на таких же условиях.

ГУП «Московский метрополитен» производит закупку новых вагонов по контрактам жизненного цикла с 2014 года. По двум заключенным соглашением с ОАО «Метровагонмаш» и ЗАО «Трансхолдлизинг» Метрополитен получит 1432 вагона (179 восьмивагонных состава). Ежегодная поставка по заключенным контрактам планируется до 2020 года на Серпуховско- Тимирязевскую, Таганско- Краснопресненскую и Калининско- Солнцевскую линию метрополитена.

Какие проекты по благоустройству города для велосипедистов и пешеходов реализованы за последнее время?

С 2011 года в Москве ведется активная работа по созданию пешеходных зон и прогулочных пешеходных маршрутов. За последние 5 лет в городе появилось около 250 км благоустроенных пешеходных маршрутов, из которых 24,5 км являются полностью перекрытыми от движения автомобилей пешеходными улицами и благоустроенными улицами, имеющими прогулочные пешеходные участки.

По итогам 2015 года в Москве функционируют 35 пешеходных зон. Сюда попадают экспериментальные общественные пространства, созданные на деньги от платных парковок в 2015 г., прогулочные пешеходные участки улиц и пешеходные улицы, обустроенные в 2011-2015 гг. в центральной части города. Общая протяженность пешеходных зон - 25 км. В 2015 году на деньги от платных парковок был реализован экспериментальный проект по созданию трех общественных пространств в центре Москвы. Пешеходными стали участки в границах Черниговского и 3-го Обыденского переулков, полностью Средний Овчинниковский переулок. Дальнейшее обустройство пешеходных зон планируется проводить в рамках подпрограммы «Моя улица».

В 2015 году 22 км велодорожек и велополос появилось в центре столицы - на улицах Большая Никитская, Малая Никитская, Люсиновская, Мытная, Большая Ордынка, Новодевичий пр., Новодевичья наб., Малая Бронная, Неглинная.

Кроме того, в 2015 году в качестве пилотного проекта появилась первая велосипедная полоса в Москве на Бульварном кольце, на участке от Никитского до Чистопрудного бульвара. Общая протяженность полосы около 9 км.

В 2016 году работы по развитию велоинфраструктуры продолжатся. Начнется создание велосипедного маршрута «Зеленое кольцо». Его общая протяженность составит около 75 км и объединит 15 крупных парков и лесопарков, обеспечит доступ к ним для велосипедистов из прилегающих зон и создаст безопасные велосипедные связи между зелеными зонами и районами города. Маршрут будет проходить через 18 станций метро, 2 станции легкого метро и 6 железнодорожных платформ и обеспечивает и транспортную доступность.

На сегодняшний день в городе установлено 2 376 велопарковок открытого типа на 17 448 мест. В системе городского велопроката в 2015 году открылось 150 новых станций: теперь география велопроката охватывает не только центр, но и Юго-Западный и Северо-Восточный округа. Это дало возможность многим москвичам совершать поездки прямо из дома. Всего в городе теперь 300 станций велопроката.

В 2013-14 гг. в системе городского велопроката зарегистрировались около 48 тысяч пользователей. В 2015 году количество зарегистрированных пользователей системы проката велосипедов превысило 189 тысяч человек, то есть увеличилось в 3 раза.

Каковы планы Правительства Москвы по повышению качества обслуживания пассажиров общественного транспорта Москвы?

В будущем продолжится улучшение транспортного обслуживания пассажиров. Департамент транспорта запланировал на следующие годы реорганизацию маршрутной сети - ввод новых маршрутов, отмену старых, а также продление и изменение маршрутов. Сюда же входит изменение суточного плана выпуска подвижного состава, ввод экспрессных и ночных маршрутов, обновление парка транспортных средств, уменьшение наполнения пассажирам салонов в часы «пик», повышение комфортности поездок, используя подвижной состав нового типа.

Метрополитен будет дальше развивать Центр обеспечения мобильности пассажиров. По состоянию на конец 2015 года, из 197 станций Московского метрополитена 34 оборудованы лифтами, 2 станции оборудованы мобильными лестничными гусеничными подъемниками. Таким образом, доступными для маломобильных граждан являются 18% станций от общего количества.