Московские чиновники изучают, как привлекать инвестиции и развивать партнерство с бизнесом

Какие успешные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) уже реализованы в Москве и России? Как привлечь инвестиции в город и улучшить инвестиционный климат? Для чего развивать сотрудничество с бизнесом? Какие изменения в законодательстве ожидать в начале 2016 года? Ответы на эти вопросы московские госслужащие узнают в рамках трехдневной программы повышения квалификации «Инструменты и лучшие практики привлечения инвестиций и государственно-частного партнерства»


«Как показывает практика, ГЧП позволяет государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду, – комментирует директор программы Юрий Чеботарь, профессор кафедры финансового менеджмента МГУУ Правительства Москвы. – Частная компания, с которой заключается соглашение, использует свой капитал и управленческий потенциал при реализации совместных проектов. Бизнесу это выгодно из-за получения прибыли от эксплуатации построенных объектов и налоговых льгот. Государство же способствует экономическому развитию региона и повышению качества жизни населения. На нашей обучающей программе госслужащим будет полезно узнать о механизмах реализации таких проектов, чтобы увеличивать количество проектов ГЧП в столице».

Государственно-частное партнерство в настоящее время получает широкое распространение в нашей стране. Об успешно реализованных проектах на своих семинарах рассказывают эксперты из ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» и Минэкономразвития России.

В качестве положительных примеров они приводят строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области, реконструкцию Центра планирования семьи и репродукции в Татарстане.

Михаил Брусиловский, начальник отдела развития государственно-частного партнерства Министерства экономического развития РФ, отдельно останавливается на отличиях ГЧП от госзаказа. При ГЧП за срыв сроков или некачественное строительство отвечает частный партнер, а не государство, но и объект находится в частной собственности. Финансирование проводится не за счет бюджетных средств, а за счет частного партнера. Кроме того, контракт в отличие от госзаказа, долгосрочный (более трех лет).

В Москве успешными примерами государственно-частного партнерства считаются Северный дублер Кутузовского проспекта и платные путепроводы через железную дорогу. Кстати, согласно рейтингу регионов России по уровню развития ГЧП Москва входит в тройку лучших (первое место занимает Санкт-Петербург, второе – Республика Татарстан). Рейтинг рассчитывается по нескольким показателям: развитие институциональной среды в сфере ГЧП, нормативно-правовое обеспечение и опыт проектов ГЧП. Минэкономразвития России изучает, насколько много в регионе институтов для поддержки государственно-частного партнерства, действует ли в регионе законодательство в сфере ГЧП, есть ли уже реализованные проекты.

Максим Ткаченко, исполнительный директор Центра развития ГЧП, руководитель Аналитической группы Комитета ТПП РФ по ГЧП, отмечает, что на данный момент такое партнерство имеет гибкую форму долгосрочного взаимодействия. Это и является привлекательным для обеих сторон. Часть рисков при этом берет на себя государство, поэтому такое сотрудничество выгодно и для бизнеса. По его словам, пока самым рентабельным в России проектом ГЧП является установка фото- и видеофиксации дорожных нарушений.

Что касается рентабельности проектов в целом, то сейчас она рассчитывается очень редко, так как обычно государство директивно решает, какой объект необходимо строить, и старается привлечь частных инвесторов. Но в следующем году ситуация изменится. «В Минэкономразвития готовится методическое указание, которое будет утверждено 1 января 2016 года, – говорит Максим Ткаченко. – В нем будет сказано, что перед реализацией ГЧП государственному органу необходимо будет рассчитать полную финансово-экономическую модель, из которой станет понятно, рентабелен проект или нет. Так что расчетом NPV (примеч. – чистый приведенный доход) дело ограничиваться больше не будет».

Речь во время семинаров также идет и о привлечении инвестиций в развитие технополисов и технопарков. Столице уже есть, чем похвалиться. Сейчас на территории московских технопарков работают более 1200 промышленных предприятий, и их количество растет. Кроме того, рядом с Москвой функционирует научно-промышленный комплекс – технополис «Сколково» (примеч. – от технопарка технополис отличается наличием социальной инфраструктуры). По мнению начальника Управления инвестиционной деятельности Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Павла Шабалова, это развенчивает миф о том, что столица и промышленность несовместимы. Ведь Москва обладает значительными людскими ресурсами: 81,5% горожан имеют профессиональное образование, свыше 40% – высшее.

Частных инвесторов привлекает создание технопарков из-за статуса специализированной территории. По закону они облагаются нулевой ставкой налога на имущество. Также отсутствует земельный налог. Благодаря этому из всех существующих в Москве технопарков только пять – государственные, остальные 14 – частные.

В качестве эксперта выступает и Рети Шандор, начальник международного Департамента ОАО АКБ «ОТП Банк». Он рассказывает о теории и практике ГЧП в странах ОЭСР (примеч. – Организация экономического сотрудничества и развития). По статистике, более половины сделок с 1985 по 2009 год пришлось на европейские страны, их стоимость составила более 602 миллиарда долларов. Наиболее часто реализуемые проекты ГЧП в странах ОЭСР – строительство автомобильных дорог.

Виктор Изирушев, консультант отдела экономического анализа Департамента городского имущества города Москвы, Управление по работе с государственными унитарными и казенными предприятиями: «Работа моего отдела напрямую связана с вопросами ГЧП. Мы курируем крупные проекты государственных предприятий и так или иначе сталкиваемся с применением инструментов государственно-частного партнерства, привлекаем бизнес-партнеров. Было важно услышать о новшествах в законодательстве, которые существенно расширяют возможности реализации инвестиционных проектов».

Александра Фролова, заведующая сектором методологии и сводного анализа Управления регулирования тарифов на услуги транспортных организаций города Москвы: «Я работаю в сфере транспорта. Для меня тема государственно-частного партнерства более чем актуальна. Плюс я пишу кандидатскую диссертацию на эту тему, поэтому программа стала для меня очень важным источником получения новой информации».

Источник: Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы