Сергей Лёвкин: Задача столичных властей – привести в порядок бывшие производственные зоны

С каждым годом в российском мегаполисе становится все меньше свободных площадей, и территории заброшенных промзон открывают новые перспективы развития города. Задача столичных властей – привести в порядок бывшие производственные зоны и создавать на их территории не только жилье, но и объекты здравоохранения, образования, спорта, культуры и безопасности


Рассказывает руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин:

– Режим реорганизации промышленных территорий в Москве распространится в соответствии с Генеральным планом города Москвы почти на 4,3 тыс. га. Для города в первую очередь важно, чтобы в промзонах, наряду с новыми объектами недвижимости, сохранялись либо создавались заново высокотехнологичные производства с рабочими местами. Что касается ввода недвижимости в 2015 году, то всего по городу запланирован ввод на 8,9 млн кв. м. В границах ПКТ ввод ожидается в размере 2,27 млн кв. м общей площади. При этом мы наблюдаем тенденцию наращивания темпов роста недвижимости на территориях промзон. Если в 2013 году на территориях промзон было введено 83 объекта общей площадью 1,3 млн кв. м, то уже в 2014 году – 92 объекта общей площадью 1,75 млн кв. м. При этом на 31 июля 2015 года введен в строй 41 объект общей площадью около 1 млн кв. м.

В настоящее время в работе у города находятся более 50 проектов планировки территорий, так называемых «бывших промзон». На слуху у москвичей более 10 пилотных масштабных инвестиционных проектов. Среди них – «Тушинский аэродром», «Территория ЗИЛ», «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд», «Магистральные улицы», «Северянин», «Грайвороново», «Южный порт» и «Павелецкая». В результате бывшие промзоны превратятся в обычные городские кварталы с полноценной социальной и транспортной инфраструктурой.

Когда город принимает решение о реорганизации той или иной производственно-коммунальной зоны, каждое такое решение рассматривается на Градостроительно-земельной комиссии. Как правило, главным требованием здесь является планирование не менее 30-50% от нового объема недвижимости под создание рабочих мест. При этом реорганизация осуществляется комплексно со строительством социальных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, жилья, рекреации.

На сегодняшний день завершена разработка проекта планировки территории завода «Серп и Молот». Сейчас проект планировки проходит процедуру согласования в органах исполнительной власти города. В ближайшее время инвестор приступит к проектно-изыскательским работам.

Город поставил перед производителями и проектировщиками задачу модернизировать массовые серии домов, в том числе разнообразить колористику фасадов, предусмотреть вариативную этажность, приспособить помещение под нужды маломобильных граждан, использовать энергоэффективные технологии.

Могу с полной уверенностью заявить, что на территориях промышленных территорий вы не увидите серых безликих «коробок». Например, строительство жилого комплекса «Большое Кусково» реализуется сегодня на месте бывшего Кусковкого завода. В настоящее время на территории построены школа на 550 мест и ДОУ на 220 мест, выполненные по индивидуальным проектам с применением современных экологически чистых отделочных и строительных материалов. Здания полностью адаптированы для маломобильных групп. Кроме того, построены и введены в эксплуатацию 9 жилых домов модернизированной серии П-3МК «Флагман», 6 корпусов из них уже заселяются. Общая площадь застройки составляет около 176 тыс. кв. м, в том числе жилая около 122 тыс. кв. м. Планируемая численность проживающих – 3 941 человек. Ведутся работы по строительству торгово-бытового центра с офисами и пристроенными гаражами-стоянками общей площадью около 53,5 тыс. кв. м. Хочу отметить, что проект ДОУ стал победителем конкурса на лучший реализованный проект в области строительства в номинации «Лучший реализованный проект строительства объектов учебно-образовательного и учебно-воспитательного назначения».

Однако процесс комплексной реорганизации некогда заброшенных территорий сдерживается неурегулированными правовыми и земельными отношениями многочисленных собственников недвижимости в рамках одной промзоны. Иногда интересы собственников – а их бывает не два, не три и даже не десять, сильно разнятся. Одни активно пытаются найти способы реорганизовать свои участки, другим это не интересно и они просто получают деньги за сдачу, к примеру, своего участка в аренду. В связи с этим столичный Стройкомплекс совместно с Клубом инвесторов разработали законопроект, который в первом чтении уже принят Государственной Думой.

Новацией законопроекта является механизм, регулирующий отношения, возникающие в связи с комплексным развитием промышленных зон. Предусмотрены условия, при наличии одного из которых может быть принято решение о комплексном развитии промзоны.

Для собственников земельных участков и объектов недвижимости предлагается обширное «меню» вариантов участия в процессе комплексного развития. Помимо обычного выкупа земельных участков и объектов недвижимости, предусмотрена возможность участия в процессе развития промышленной зоны самостоятельно:

– собственник может внести имущество в закрытый паевой инвестиционный фонд либо в уставный капитал акционерного инвестиционного фонда, либо объединить имущество с другими собственниками по договору инвестиционного товарищества.

При этом возникающие в ходе развития таких территорий взаимоотношения собственников с органами местного самоуправления оформляются договором с четким указанием прав и обязанностей.

 

Источник: Департамент градостроительной политики города Москвы.