Платеж по справедливости

В редакции "Российской газеты" прошла "горячая линия" с главой столичного департамента экономической политики и развития Максимом Решетниковым. Он рассказал "РГБ" о внедрении в столице налога на имущество от кадастровой стоимости объектов и изменениях, которые коснутся ряда плательщиков этого налога


- Как вы оцениваете практику внедрения налога на имущество от кадастровой стоимости?

 

- Что касается администрирования, то в целом система выстроена. Мы действительно сделали ее равной, справедливой ко всем. Мы переходим от налога на имущество, как налога на некий бухгалтерский показатель в виде остаточной стоимости, и делаем шаги в сторону налога на недвижимость, как во всех развитых рыночных экономиках. Где за счет этого налога, как правило, обеспечивается устойчивость бюджета крупных городов. Раньше у нас были достаточно большие перекосы: одни платили, другие могли не платить. Была возможность мимикрировать под малый бизнес, оформлять торговые центры на пенсионеров и т.д. В результате мы нашли, как мне кажется, сбалансированное решение. С одной стороны, ввели налогообложение для всех вне зависимости от того, кто владеет объектом. Но при этом установили систему налоговых льгот: ввели льготы для малого бизнеса - вычеты в 300 кв. м, льготы для заводоуправлений, для гостиниц, а также для тех объектов, которые формально попали под этот налог, но торговля или офисы занимают в объекте менее 20% площади. Достаточно много поправили таких моментов, о которых просил бизнес. Если возникает вопрос, который носит системный характер, мы выходим в Московскую городскую думу с предложениями, коллеги-депутаты нас поддерживают, и мы вносим изменения в законодательство.

 

- Увеличилась ли налоговая нагрузка на бизнес?

 

- Кто-то говорит, что налоговая нагрузка возросла. Особенно те, кто ничего не платил, у них произошел существенный рост налоговой нагрузки. В то же время мы видим, что у многих нагрузка снизилась. Потому что ставка-то снизилась. Раньше балансовая ставка была 2,2%, а по кадастру сейчас - 1,2%. Если рассматривать с точки зрения поступлений, то поступления по налогу на имущество организаций выросли на 2,5%. Прогноз у нас больше - 10%. Надо сразу сказать, что первый квартал 2015 года налог платится еще за четвертый квартал 2014 года и по нормам 2014 года. Но в совокупности могу сказать, что налоговая нагрузка по налогу на имущество практически не увеличилась. Так произошло, потому что, с одной стороны, есть рост кадастровой стоимости объектов, с другой - снижение балансовой стоимости.

И еще надо помнить о том, что из-под налогообложения ушло движимое имущество. Это в целом снизило налоговую нагрузку на бизнес.

 

- То есть произошло замещение: компании стали меньше платить за движимое имущество и больше за недвижимое?

 

- Да, перестали платить за движимое, стали больше платить налог по кадастровой стоимости. Но в то же время, если у кого-то до этого балансовая стоимость была высокая и они были прозрачными налогоплательщиками, для них уровень налоговой нагрузки в совокупности снизился.

 

- Некоторое время назад Москва освободила 46 объектов от налогообложения налогом по кадастру. Ожидается ли еще?

 

- Да, еще 45 объектов исключили из перечня, среди которых 24 производственных строения. Мы на постоянной основе ведем мониторинг актуальности данных в перечне. Когда мы проводили обследование объектов в прошлом году, далеко не все собственники нас допустили на свою территорию. Мы их предупреждали: если вы нас не допускаете и у нас есть основания считать, что вы офисы сдаете в аренду или занимаетесь торговлей, мы будем вас соответственно включать в перечень. И ряд объектов был включен на этом основании. Потом собственники разобрались, обратились, попросили их исключить. Вышла инспекция, и действительно обнаружилось, что где-то офисные, где-то производственные корпуса. Если мы обнаруживаем это - вносим изменения в перечень.

 

- Каким образом действовать плательщику, если он считает, что не должен платить по кадастру?

 

- Он должен обратиться в Госинспекцию по недвижимости. Надо понять, почему объект был включен в перечень. Есть несколько оснований. Первое - вид разрешенного использования земли, что написано: офис или торговля? Если владелец говорит: у меня там производство, никаких офисов и торговли нет. Тогда надо идти и менять вид разрешенного использования. Второе - по фактическому использованию. То есть пришла государственная инспекция по недвижимости, в комиссионном виде обследовала объект, установила офисы и торговлю. Владельцу надо запросить в инспекции акт, посмотреть, что там написано. Если есть вопросы, какие-то нюансы не учтены, надо обратиться в межведомственную комиссию при Департаменте экономической политики и развития города Москвы.

 

Автор: Ирина Голова.

Источник: Российская Газета.