Госдума приняла закон о государственно-частном партнерстве

Госдума сегодня в третьем чтении приняла закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и муниципально-частном партнерстве (МЧП). Документ определяет подходы к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением таких соглашений. В частности, регламентируется возможность использования сторонами соглашений различных форм участия и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта


Если государство в проект инвестирует больше, чем частные лица, то при прекращении соглашения обязательной является передача объекта в публичную собственность.

Устанавливается закрытый перечень объектов соглашения. Так, не допускается заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, объектов водоснабжения и водоотведения.

При этом любое имущество, передаваемое частному партнеру по соглашению ГЧП и МЧП, должно быть свободно от прав третьих лиц. Частный партнер не вправе передавать в залог объект соглашения и (или) свои права по нему. Исключением может являться только использование их в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом при наличии прямого соглашения.

По мнению главы профильного комитета Госдумы по вопросам собственности Сергея Гаврилова, ГЧП – это альянс между государством и бизнесом в целях реализации масштабных и локальных общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг.

Соответственно после того, как закон начнет работать, это будет способствовать привлечению в российскую экономику частных инвестиций и повышению качества и доступности предоставляемых услуг и товаров для населения.

«Инвестиций действительно должно быть больше, потому что появляется больше возможностей, в отличие от концессий», – отметил председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.

«Среди нововведений, например, то, что унитарные предприятия и бюджетные учреждения, на балансе которых находятся объекты социальной инфраструктуры, могут выступать на стороне публичного партнера. Также расширяется перечень объектов: добавляются воздушные суда, линии связи и коммуникации, объекты мелиорации. Здравоохранение, образование, транспортная инфраструктура – все это также присутствует в законе в качестве возможных объектов соглашений о ГЧП», – рассказал председатель правления.

«При этом, – подчеркнул Павел Селезнев, – закон действительно серьезно затрагивает социальную сферу, и мы полагаем, что в этой области появится больше реализованных проектов. По мнению эксперта, если говорить о будущем, то можно ожидать развития вопроса, связанного с включением в процесс ГЧП некоммерческих организаций. Таким образом, мы сможем более серьезно охватить сферу образования».

Календарь принятия

Проект закона о ГЧП был одобрен в первом чтении еще в апреле 2013 года. Во втором чтении его предполагалось рассмотреть сначала в осеннюю сессию 2013 года, потом в весеннюю сессию 2014 года, в итоге во втором чтении он был принят только 30 июня 2015 года.

 

Автор: Тарас Фомченков

Источник: Российская Газета.