Москва и Пекин приступают к развороту на восток

В Москве состоялась встреча президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, по итогам которой был подписан ряд двухсторонних соглашений


Главным прорывом, которого ждали аналитики, стало подписание заявления о сотрудничестве по совместному строительству Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелковый путь. Этот китайский мегапроект должен соединить Поднебесную со странами Европы. Он предполагает создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов: железные дороги, автотрассы, проекты в энергетике и индустриальные парки. Строительство начнется в ближайшие годы в Казахстане, Киргизии, Пакистане и других соседних с Китаем странах. Пекин рассчитывает с его помощью укрепить политические контакты, создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах. В конце апреля Китай выделил 40 миллиардов долларов в фонд Шелкового пути и планирует довести объем инвестиций до 100 миллиардов долларов.

 

Россия и Китай готовят экономический прорыв

 

В свою очередь, для России эти проекты тоже весьма важны: на фоне западных санкций они дают стимул развитию экономики, новые рабочие места и приток инвестиций. Главное, что Москва поняла: Шелковый путь – не угроза ее позициям в Центральной Азии и не противовес ЕАЭС, оба проекта вполне сочетаются друг с другом. Достижение взаимопонимания открывает бизнесу обеих сторон перспективы для взаимодействия на всем евразийском пространстве.

Предметное соглашение о реализации совместного проекта Россия и Китай могут подписать в сентябре. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) уже передал фонду Шелкового пути практически все ключевые инфраструктурные проекты РФ, куда страна хотела бы привлечь иностранных инвесторов. Это и платная дорога между Россией, Китаем и Европой, и порты, и многое другое.

 

Газ и электричество

 

Энергосотрудничество, прежде всего поставки нефти и газа, – один из важных пунктов российско-китайского диалога. В пятницу «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение об основных условиях поставок газа по западному маршруту. Объем годовых поставок по газопроводу «Алтай» – 30 миллиардов кубов, срок контракта – 30 лет. В дальнейшем могут быть построены дополнительные нитки с выходом на потенциальную мощность до 100 миллиардов кубов в год.

Сроки строительства газопровода «Алтай» и начала поставок пока не называются. Ранее в «Газпроме» говорили, что в случае подписания контракта по западному маршруту в 2015 году газ в Китай по этому направлению может пойти после 2020 года. По восточному маршруту поставки через отвод от газопровода «Сила Сибири» уже согласованы, речь идет о 38 миллиардах кубов газа в год.

Российские электроэнергетические компании «Россети» и «РусГидро» подписали соглашения с китайскими партнерами о создании совместных предприятий. СП займутся проектами в электросетевом комплексе, а также в энергетике российского Дальнего Востока. В стадии проработки участие партнеров из Китая в освоении крупнейшего Ванкорского месторождения нефти и газа на севере Красноярского края.

 

Кредиты и инвестиции

 

Не менее важными стали и подписанные соглашения в финансовой сфере. Безусловно, за один раз нельзя решить все проблемы, которые много лет не позволяли Китаю инвестировать в Россию. Однако важный шаг в этом направлении был сделан. Речь идет о подписании соглашения о создании долгового механизма, который поможет привлекать средства по низкой ставке, снижая риски для китайских инвесторов.

Россия и Китай создадут совместный инвестбанк для оказания широкого спектра услуг в области инвестиционно-банковского бизнеса с основным фокусом на привлечение китайского капитала в российские компании. В течение трех лет от китайских банков предполагается привлечь в различные проекты российских компаний до 20 миллиардов долларов. Один из них – в алмазодобывающей отрасли – может быть реализован к осени текущего года.

 

Российские госбанки приготовят экономике кредиты «по-пекински»

 

Было достигнуто несколько важных договоренностей по кредитованию – рамочное соглашение между Внешэкономбанком с China Eximbank о сотрудничестве по проекту электролитического марганца, который подразумевает предоставление китайским банком кредита размером 3,9 миллиарда китайских юаней на срок до 15 лет. Помимо этого ВТБ и Банк развития Китая договорились о сотрудничестве по обслуживанию торговых потоков между двумя странами на общую сумму, эквивалентную 12 миллиардам юаней. Эти и другие подобные соглашения важны еще и с точки зрения ухода от доллара во внешнеторговом обороте, отмечают эксперты.

 

Ехать по-китайски

 

Китай закрепил готовность финансировать строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань на сумму свыше 300 миллиардов рублей. Общая стоимость проекта оценивается в 1,07 триллиона рублей, большая часть будет направлена из бюджета и средств ФНБ. Решения об инвестициях в проект со стороны властей РФ должны последовать после заверений китайских партнеров.

Технологии при реализации проекта будут использованы китайские, как было оговорено ранее. Однако более 80% всей продукции должно быть российскими. Это касается и поездов, которые могут производить на предприятиях группы «Синара» и «Трансмашхолдинга».

 

Китай заезжает в Россию с миллиардами на высоких скоростях

 

«Вертолеты России» и AVIC подписали соглашение о сотрудничестве по проекту передового тяжелого вертолета. До 2040 года в Китае могут быть востребованы до 200 таких машин.

 

Еще не разворот, но…

 

По мнению Путина, диалог РФ и КНР ведет к более справедливому мироустройству. В свою очередь, Си Цзиньпин отметил, что готов и дальше придавать новый импульс развитию китайско-российских отношений. Стороны договорились «еще тверже» оказывать друг другу поддержку по жизненно важным вопросам.

По оценкам экспертов, говорить об окончательном развороте России на Восток пока рано. Это произойдет, когда товарооборот России и Китая будет сопоставим с европейским. Сейчас на долю КНР во внешней торговле РФ приходится около 10%. Определенные риски аналитики видят в том, что китайская экономика гораздо сильнее российской и в связке с Поднебесной мы будем выступать как младшие партнеры. Но тренд тем не менее обозначен. Какие результаты он принесет – станет ясно спустя минимум несколько лет.

 

Источник: Информационно-аналитический портал "Нефть России"